Камол Насрулло: «Отказаться от национальной одежды — значит отказаться от национальной культуры»

Печать

Одна из проблем, которая требует от нас большего вмешательства и активности, — это приверженность нашего народа фанатизму и предрассудкам. Это одна из давних болезней, от которой страдают некоторые наши люди, и, к сожалению, она пустила глубокие корни. Так пишет Народный поэт Таджикистана, лауреат Государственной премии имени Рудаки, литературный обозреватель НИАТ «Ховар» Камол Насрулло в своей статье под названием «...Отказ от национальных имён и одежды ни обогащает

ислам, ни приближает нас к мусульманству», опубликованной в журнале «Дин ва чомеа» («Религия и общество»).

Как поясняет автор, значение слова «фанатизм» словарь поясняет как «вздор», «пустословие», «бессмысленная речь» и «безосновательные мнение и представление». «Фанатизм – это слепая приверженность предрассудкам. Следовательно, часть нашего народа слепо подвержена фанатизму? Живет на почве необоснованных идей и концепций? То есть, ведёт бессмысленное существование? Если это так, то те, кто страдает фанатизмом, одержимы тяжёлой болезнью под названием «вздор», «беспочвенные и бессмысленные идеи»?!» — задаётся вопросом поэт.

По мнению Камола Насрулло, эта одержимость наносит урон чести нашей нации, которая претендует на звание культурной и цивилизованной.

«В 21 веке, когда вред, ущерб и безосновательность фанатизма известны во всем мире, а народы, страдающие фанатизмом, относятся к отсталым народам, разве не стыдно, что мы все увязли обеими ногами в грязи, болоте предрассудков?! Как всё это можно объяснить? Даже те народы и нации, которые обрели историческую цивилизацию значительно позже нас, сегодня относятся с насмешкой к предрассудкам и фанатичным народам» — пишет он.

Камол Насрулло призывает читателя задуматься: почему мы, таджики, более подвержены предрассудкам? Грамотный человек, обладающий высоким интеллектом и пониманием, никогда не будет подвержен фанатизму. Здравый смысл не позволит ему подвергнуть себя фанатизму. Зоркие глаза не дозволят, чтобы человек оставил в стороне прямой путь, сбился с пути и погряз в болоте. Значит, мы отстали? Со всеми претензиями на цивилизацию мы далеки от неё?

Следует отметить, что это не впервые, когда Камол Насрулло высказывает свое мнение на эту тему. Ранее он обсуждал этот вопрос в статье «Не обманывай Коран, как другие» и высказывал некоторые свои мысли. Он писал, что проблема борьбы с предрассудками и суевериями не нова для нашей древней литературы. Наши великие деятели науки и литературы, в том числе Носири Хусрав, Умар Хайём, Абуали ибни Сино, Джалолиддини Балхии, Саъди, Хофиз, Джоми, Бедил и другие вели беспощадную борьбу с предрассудками и суевериями в своих трудах.

Как отмечает поэт и публицист Камол Насрулло в своей новой статье, мы не должны смешивать религию с предрассудками, потому что те, кто превратил фанатизм в источник своего дохода и цель своих нездоровых намерений, больше выступают от имени религии и Корана, прикрывают своё истинное лицо религией.

«Это в то время как фанатизм является врагом религии и подрывает её репутацию», — пишет автор.

По мнению Камола Насрулло, одной из целей инициативы Основателя мира и национального единства – Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона по переводу на таджикский язык, изданию большим тиражом и распространению священной книги «Коран» среди населения было то, что люди сами прочитают, осознают, что такое исламская религия, и не будут подвержены фанатизму и предрассудкам.

Камол Насрулло считает, что наши специалисты, социологи, другие учёные должны постоянно публиковать исследования и монографии, в которых должна быть показана эта истина, чтобы люди в конечном итоге поняли, что такое религия, что такое фанатизм и предрассудки.

В своей статье автор упоминает об одном случае, который является ярким примером подверженности фанатизму и предрассудкам: в одном из сёл Таджикистана скончалась русская женщина, которую супруг привёз после войны, прожил с ней долгие годы, завёл детей. Эта женщина стала по-настоящему таджичкой. Говорила по-таджикски, одевалась по-таджикски, соблюдала все таджикские обряды и традиции, исламский шариат, воспитала своих детей в этом духе. Супруг умер задолго до неё. В тот день, когда женщина умерла, сельский мулла не разрешил похоронить её на сельском кладбище под предлогом того, что она не мусульманка. В селе не нашёлся ни один здравомыслящий человек, который бы отменил это несправедливое решение муллы. Пришлось похоронить эту женщину на кладбище в соседнем селе.

«Когда умер Мавлоно Джалолиддини Балхи, который был одним из лидеров исламской религии, рядом за похоронной процессией следовали последователи иудейской, христианской, буддийской и мусульманской религий, религиозное различие не помешало им следовать по пути веры и человечности. По сути, Всевышний един и принадлежит всему человечеству. В этом мире, вероятно, мало кладбищ, где представители различных религий обрели бы покой», — написал Камол Насрулло.

Как он пишет, причина, по которой наш народ страдает от фанатизма и предрассудков, заключается не только в неосведомлённости, причина здесь другая, более веская причина, которая называется страхом. По его мнению, наша нация на протяжении всей своей долгой и кровавой истории неоднократно подвергалась жестокому обращению, пыткам и издевательствам, и все эти ужасы вселили страх в ее сущность и сознание.

«Сегодня одна из причин, по которой люди страдают от суеверий, — это тот самый внутренний страх перед лицом затруднений, то есть неуверенность в себе, в своём творческом потенциале и в своём завтрашнем дне. Страх столкнуться с проблемой, убрать эти препятствия с дороги заставляет искать простой способ решить проблему в предрассудках. Мы должны уничтожить этот страх в сущности нашего народа», — считает поэт.

Фанатизм не является национальной традицией. По мнению автора, ещё одним источником, которым пользуются и прикрываются фанатики и те, кто подвержен фанатизму, являются наши традиции и ритуалы. Между тем, наши высокие национальные традиции не имеют ничего общего с фанатизмом. Наши национальные традиции и обряды имеют высокие национальные цели, высокую воспитательную ценность: изучение ремёсел, эстетизм, созидательность, благожелательность и доброжелательность. Но те, чей фанатизм и предрассудки стали источником дохода, пытаются выдать многие из этих явлений за признаки национальных обычаев и традиций.

«Национальная одежда — наш национальный образ», — подчеркнул Камол Насрулло. И, по его мнению, одним из самых серьезных вопросов, который до сих пор вредит нашим национальным обычаям и литературе и беспокоит нас, является вмешательство в нашу культуру ношения одежды.

«Мы вовсе не против национальной одежды других стран. Но наша национальная одежда, наша культура – это наш национальный образ. И если исчезнет наша национальная одежда, исчезнет и наш национальный образ. И цель этих усилий одна: устранить национальные особенности нашего народа. Однако, куда девались национальная гордость и национальная честь?» — опять задаётся вопросом автор.

Между тем, по мнению автора, таджикская национальная одежда, вероятно, один из самых красивых нарядов в мире, покоривший мир, и, пожалуй, в мире мало стран, обладающих такими красочными, разнообразными видами одежды.

«Смотрите, люди многих стран приняли христианство. Но это не принуждает их носить одинаковую одежду из-за их религиозных убеждений. Каждый народ имеет свою одежду и с гордостью считает её своим национальным достоянием. Мир прекрасен этим разнообразием. Многие народы мира узнают по их одежде и даже головным уборам, и каждый из них с большим уважением относится к своему национальному костюму, ведь это их образ, их сущность, их историческая культура. Отказаться от национальной одежды — значит отказаться от национальной культуры», — пишет известный поэт и публицист.

Камол Насрулло также высказал своё мнение по поводу присвоения имени ребёнку. По его мнению, у каждого народа имеется свой особый стиль наречения. «Сегодня, с изменением таджикских имён на арабские, наше мусульманство не увеличится и не уменьшится. В сущности, ни одна другая нация не отказалась от национальных имён и не приняла арабские имена, только потому что они — мусульмане», — пишет он.

Камол Насрулло завершает свою статью, выразив некоторые мысли о понятии «национальная самобытность». Он привел пример из редкой книги – «Фарханги забони точики» («Словарь таджикского языка»), в которой слово «самобытность» определяется как: подлинность, истинность, знатность и благородство; сущность человека или чего-либо, т.е. познание своей сущности, познание самого себя.

«Иными словами, признание национальной самобытности есть признание национальной сущности. И те, кто хочет увести нас от нашей самобытности, от нашей истинности, от нашей духовности, не делают ничего доброго ни для ислама, ни для человечества. Потому что таджикская культура, таджикская литература являются одними из благородных и признанных достижений человечества», — заключает Камол Насрулло.

Хушнуд Рахматуллоев,

НИАТ «Ховар»

_________________________________

-------------------------------

o-sovremennom-mire

Социальные сети

КОНКУРС!

Календарь

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

ПОДПИСКА-2024

Наш подписной индекс 68855.
Наши реквизиты:
ИНН – 030002711
Р/с №20202972684401104000
Г. Душанбе, филиал №4 «Амонатбонк» район Сино.
к/с 20402972316264
МФО 350101626

На сайте онлайн

Flag Counter
Яндекс.Метрика