Театр не умрет, пока живы такие актеры, как Хошим Гадо

Печать

Хошим Гадо - Заслуженный артист Таджикистана, Народный артист Таджикистана, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии имени Рудаки, профессор, лауреат ордена Таджикистана «Звезда Президента РТ», Почётный доктор наук Таджикистана и России.

Великому актёру и режиссёру, отдавшему всю свою жизнь творчеству на сцене театра им. А. Лохути города Душанбе, исполнителю более 100 ролей в театре и кино, Народному артисту СССР и Таджикистана – 10 мая 2022 года исполнилось 85 лет!

Так почему же Таджикский академический театр им. А.Лохути не отметил юбилейную дату Хошима Гадо?

Приведем несколько высказываний известных мировых писателей, драматургов и критиков в адрес Хошима Гадо.

Тимур Зульфикаров: «Хошим Гадоев - не только великий артист, он ещё и уникальный ЭПИЧЕСКИЙ актёр. Сейчас он единственный в мире актёр Эпик. Такие артисты были только в Божественной Элладе и Риме. Они владели древнейшей магической техникой воплощения на сцене Великого Эпоса. И какое же чудо, что в 20 веке в Таджикистане родился человек, которым гордились бы и с которым дружили бы Эсхил, Софокл и Еврипид, Платон и Аристотель, Фирдоуси и Шекспир! Хочу сказать, что Хошим Гадоев ещё и парадоксальный мыслитель, философ, писатель!»

Павел Чхеидзе, журналист: «Хошим Гадоев – это целый мир, сложный, трудно познаваемый и очень противоречивый. Он доставляет радость таинственной игрой и способен вызвать раздражение у собеседника, он – государственный муж по уму и наивный ребёнок одновременно, он познал огромную славу и остался во многом великим неудачником. Словом, этот человек, сотканный из противоречий, как клубок пряжи с нитками разного цвета и толщины. У нас не принято это говорить, но я всё-таки скажу: «Мы, его современники, имеем счастье видеть и общаться с живым гением».

Великий российский актёр – Кирилл Лавров отмечал: «Хошим Гадоев - настоящее дарование не только таджикского театра и кино, это актёр – трагик, профессионал высшего класса. Сейчас многие говорят, что театр умирает, а я, посмотрев спектакль «Эдип» и исполнителя главной роли Царя Эдипа, скажу, что театр не умрёт, пока живы такие актёры, как Хошим Гадоев».

Л.Н. Фирсова, театровед из Ленинграда: «Хошим Гадоев – жемчужина драматической сцены современного таджикского искусства. Это уникальный талант, необычная личность в национальном драматическом искусстве. Видеть на сцене Гадоева – это потрясение! Методичность речи, красота движений, красота внешнего облика, глубина, яркость его переживаний в сценическом образе захватывают с момента появления на сцене».

Ленинградские критики писали, что «в мире театра появился Великий и непобедимый таджикский Мочалов».

«Хошим Гадоев не похож ни на кого, он - Народный, но он - сам свой, он - ничей, он - такой ОДИН», - сказал Евгений Мороз, журналист, театральный критик, г. Москва.

Ольга Фатыхова, филолог и поэтесса Азербайджана: «Ты загадка! Ты тайна небесная! А душа твоя – море безбрежное, отражённая в зеркале мира. В ней «Сухроб» стал бессмертьем Хошима. Ты – живая легенда народа, золотая от Бога порода. Дар Небес, воплощённый тобою, предначертан самою судьбой... О, Хошим! Я кричу тебе - «Браво»! На века ты таджикская слава!».

Юлдис Земзарс, город Рига: «Если в первой половине жизни таджикского театра его знамя нёс Мухамеджан Касымов, то в конце XX века знамя театра с достоинством несёт Хошим Гадоев».

Сотим Улугзода, Народный писатель Таджикистана: «Во время спектакля «Юный Сино» я, может быть, впервые позабылся. Позабыл, что это моё произведение, и на сцене Хошим Гадоев. На сцене был настоящий живой Сино».

Особое отношение и любовь к актёру Х.Гадо было и у узбекской актрисы Соро Ишантураевой и её коллеги актёра Закира Мухаммеджанова. Они специально приезжали в Душанбе, чтобы посмотреть его спектакль «Эдип». После чего Соро говорила: «...Я преклоняюсь перед талантом Хошима Гадо в роли царя Эдипа...».

Несмотря на неимоверные жизненные трудности, сопутствующие росту и становлению этого талантливого человека с самого детства и до нынешнего возраста, когда он уже самый титулованный актёр и режиссёр театра и кино, на его пути встречались замечательные педагоги. На актёрском факультете в ГИТИСе его педагогами были знаменитые профессора Ольга Ивановна Пыжова, Борис Владимирович Бибиков и Нина Викторовна Чефранова, а через несколько лет на режиссёрском факультете его наставниками были великие актёры и режиссёры Николай Павлович Охлопков и Владимир Фёдорович Дудин. Все педагоги отмечали в Гадоеве фактурность его внешности, красота и рост которого были именно для большой сцены театров, неимоверную энергию, желание внести новшества в каждое драматическое произведение, в каждую роль фантастическую силу исполнения даже в маленький отрезок курсовой или уже дипломной работы, его «бешеную фантазию». Николай Павлович Охлопков, встретив его в коридоре ГИТИСа, задумчиво сказал: «С вашей фигурой, молодой человек, надо всегда одеваться во фрак».

С «Эдипом» я столкнулся и на дипломной работе. Наш педагог Владимир Фёдорович объявил: «Все приходите на репетицию «Эдипа». Я приходил и без интереса уходил. Владимир Фёдорович однажды окликнул меня и спросил: «Молодой человек, почему вы такой равнодушный на репетиции? Вам всем надо готовиться к дипломному спектаклю. Необходимо подготовить макет спектакля, надо написать эксплекацию спектакля. Вы должны твёрдо знать, как построить спектакль».

Я ходил на репетиции, готовился к защите диплома. В разные годы царя Эдипа играл актёр Ханов, знаменитый узбекский актёр Шукур Бурханов, великий грузинский актёр Хорава. В древние времена роль царя Эдипа играли француз – Муне-Сули, в Германии главную роль в «Эдипе» играл Сандро (Александр) Моисси.

Позже эту роль сыграл Жан Марэ, но она для него не стала примечательной. В Англии в роли царя Эдипа прославился Лоуренс Оливье. По данным прессы он был лучшим Эдипом в своё время.

Грузинский театр представил четырёх исполнителей этой шедевральной роли. Это знаменитые грузинские актёры - Васадзе, Чиквадзе, Акакий Хорава и Серго Закариадзе.

Многие известные европейские актёры теряли разум и попадали в сумасшедший дом после несколькократного исполнения Эдипа. Я об этом ещё расскажу. Как вы знаете, мои дорогие, в медицине даже существует такое выражение - «Эдипов комплекс», который и обозначает, что эта роль - смертельна. Ваш Хошим Гадо исполнил эту роль более 100 раз. Моего «Эдипа» можно вправе назвать – чемпионом мира. Никому в мире не удалось играть эту роль столько раз. Но что из этого получилось, что я претерпел, как выдержал мой организм такой неимоверной сверхкосмической нагрузки, как выжил я сам – знаю только я, Хошим Гадо.

Продолжим беседу.

Назначили день экзамена, дипломной защиты. Я пришёл и принёс эскизы, которые мы сделали вместе с художником. Я сам вылепил скульптурки основных персонажей спектакля, которые после экзамена все мои однокурсники разобрали по карманам на память.

После приёма дипломных работ Владимир Фёдорович Дудин дал краткую аннотацию работам каждого выпускника и наставления на дальнейшую творческую работу. Некоторых похвалил, только мне, Гадоеву он ничего не сказал. Хошим Гадоев обиделся встал и сказал: «Профессор, а почему вы меня никак не отметили, не дали замечания и ничего не пожелали?». Мудрый педагог Владимир Фёдорович Дудин только загадочно посмотрел в глаза, улыбнулся и сказал: «Хошим, ты знаешь такую маленькую английскую лошадку – пони, которую перед забегом даже не тренируют, но она всегда приходит первой? Вот ты и есть эта лошадка - пони. Ты – человек крайности. У тебя большое будущее».

Ольга Ивановна Пыжова говорила своему коллеге Борису Владимировичу Бибикову: «У Гадоева бешеная фантазия, ему можно доверять любую роль». А Б.В. Бибиков задумчиво отвечал: «Да, Гадоев – настоящий скульптор»...

Прошли годы, но дерзновенные мечты о своём «Эдипе» не только не утратили свой пыл молодого горячего актёра и режиссёра, они приняли уже реальные формы законченной постановки, а роль Эдипа уже сложилась в пламенной голове Хошима Гадоева. Он уже знал наизусть текст всей пьесы, драматургию каждого движения тела, мимики, голоса. В его душе постепенно рождался великий образ царя Эдипа. Он обдумал каждый образ пьесы: от сказителя, от пастуха и до Эдипа и его жены Иокасты. Все эти образы уже нашли своё место в постановке режиссёра Хошима Гадоева. Обдуманы вместе с художниками декорации сцены, одежда всех персонажей, обсуждены вопросы светотехники, перевод пьесы на таджикский язык и подачи пьесы на русском языке для русскоязычных зрителей.

Час настал. Надо «пробивать» постановку. Впереди долгие хождения по мукам – убеждение чиновников о необходимости постановки этого грандиозного представления, которое поднимет имидж таджикского театра и даст ему возможность выхода на международную театральную сцену. Но не так-то просто пробить железные препоны, добиться согласия чиновников на финансирование, подобрать достойных актёров. Решения театрального художественного совета то разрешали начать работу над постановкой спектакля, то вдруг, запрещали. Эта волокита продолжалась более двадцати лет. Но что из этого получилось - об этом я вам расскажу по ходу развития событий.

С «Эдипом» я ещё встречался. Я устал жить в общежитии института, наконец-то пришла пора возвращаться домой, как вдруг я получил телеграмму из Ташкента. Меня приглашали в Ташкент сниматься в кино. Мне дали роль в фильме «Пробуждение». Однокурсники меня провожали и дали мне слово. Я им сказал: «Я вас всех очень люблю. Мне с вами было хорошо, но без вас мне будет ещё лучше!». И я улетел с новым дипломом и надеждой на лучшую жизнь.

В тот же день вечером я пошёл в Ташкентский театр Хамза, поскольку там шёл спектакль «Царь Эдип» Софокла. Эдипа играл уже знаменитый в то время Шукур Бурханов. Ничего примечательного мне не запомнилось. Единственное – это феноменальный, чистейший голос Бурханова. Он был обладателем уникального голоса, с которым можно играть в огромном зале без микрофона, несмотря на акустику самого театра. Я бы мог сравнить его голос только с голосом И.Ф. Шаляпина. Это голос, от которого идёт словосочетание – громогласность!

Когда я вернулся с режиссёрских курсов, я уже твёрдо знал, что буду работать над «Эдипом», и ничто меня не остановит!

Иронизируя над самим собой, Народный артист СССР, профессор Хошим Гадо говорит своим собеседникам:

- Я последний из Могикан, я антиквариат...

А мне бы хотелось сказать, что Хошим Гадо – это уникальная личность, каких очень мало в мире, и нам, таджикистанцам, его землякам, его современникам, просто повезло, что мы живём рядом с таким необыкновенным, неповторимым, незаурядным, замечательным человеком. И этим мы должны не только гордиться, но и учиться у него преодолевать все трудности, выпавшие на нашу долю в жизни, слушать его наставления. А трудностей у него было немало. У него что ни роль, то катастрофа: то со всех сторон – подножки, то покушение на его здоровье, то запрет выпускать его на сцену, то не дают роль, то дают бессловесную роль, то с двумя-тремя словами.

Молодой Хошим Гадо жаловался своему педагогу профессору Б.В. Бибикову, что ему дают роль самую маленькую, самую ничтожную, на что Бибиков отвечал: «Хошим, ты же знаешь, я тебя учил: как сказал К.С. Станиславский, нет маленьких ролей, есть маленькие актёры». А ты, дорогой, не относишься к маленьким актёрам, в тебе – актёрский вулкан, стремящийся вырваться наружу. Бери эту роль и сделай из неё незабываемую, самую заметную в спектакле роль. И Х. Гадо соглашался на эту роль. Сам гримировался, сам одевался в костюм своего героя и выходил на сцену неузнанным самыми замечательными в искусстве людьми, такими как Низом Нурджанов, критик и искусствовед. Он блестяще исполнял свою роль, приводя в шок всех зрителей и даже опытных искусствоведов: «Как можно так замечательно сыграть, что эта роль запоминалась навсегда?!».

Я расскажу вам поведанный мне когда-то Хошимом театральный случай.

В театре им. Лохути идёт спектакль «Орзу» драматурга М. Назарова. В зале сидит единственный в Таджикистане доктор–искусствовед Н.Х. Нурджанов. Он спрашивает рядом сидящего критика: «Кто этот герой?». Тот отвечает: «Честно говоря, я тоже об этом думаю». Хотя эти люди в жизни меня очень хорошо знали и уже не раз писали обо мне. Нас в ГИТИСЕ учили бывшие ученики К.С. Станиславского – Ольга Ивановна Пыжова и Борис Владимирович Бибиков, они нам всегда напоминали слова Станиславского, что нет маленьких ролей, есть маленькие актёры. У меня тоже есть своё мнение на этот счёт. Спектакль, как живое существо, оно имеет свой организм, состоящий из разных деталей, без которых этот организм не может жить, существовать, действовать, видеть, слышать, говорить, думать, размышлять и принимать правильные решения. Каждая деталь этого организма, несмотря на то, что она маленькая или большая, необходима, без неё нет целостности, законченности этого произведения природы или создания Всевышнего. Так и в спектакле, каждая роль - это деталь, без которой спектакль не прозвучит так, как того задумал драматург, писатель, режиссёр постановщик, осуществляющий замысел драматурга, но со своими изобретениями, дополняющими и украшающими этот спектакль. Так рассуждали мы, обсуждая спектакли.

Говоря о К.С. Станиславском, Хошим Гадо говорит: «Я – ученик его учеников или, по-простому, я являюсь его внуком в искусстве».

Продолжая говорить о маленьких ролях, Хошим Гадо, на сегодняшний день сыгравший великих царей, Гамлета, Темурланга, Ибрагимбека, Абуали ибн Сино, Сухроба, Эдипа, Агат-Мара, Хлестакова, Незнамова, Фердинанда и др. персонажей, узнаваемых и любимых всеми зрителями, с удовольствием вспоминает те времена, когда ему приходилось играть и «маленькие роли».

Однако сам Хошим Гадо – это такая величина нашей современности, что его можно сравнивать с могучим деревом. Когда стоишь под этим деревом, то не видишь его вершины, его широты. А вот, когда отойдёшь чуть подальше, то увидишь, насколько оно грандиозно, основательно вросшее в родную землю. Ты увидишь, скольким путникам это дерево может дать тень, облегчить их страдания в жаркое время года и укрыть от дождя в пасмурные дни. Хошима Гадо пока не услышали и не увидели его современники, его смогут увидеть и услышать наши потомки через некоторое количество лет, когда он уже будет называться классиком, и вполне резонно его будут называть Великим гением – достоянием нации эпохи Хошима Гадо, только тогда он уже этого не увидит и не услышит...

В свою очередь, мы все, от простого человека и до высших влиятельных лиц, сейчас, при его жизни, должны быть благодарными и благородными, помогать этому уникальному нашему земляку, и по мере возможности создавать благоприятные условия для его жизни и творчества.

Евгений Мороз,

журналист, театральный критик, г. Москва

_________________________________

-------------------------------

o-sovremennom-mire

Социальные сети

КОНКУРС!

Календарь

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

ПОДПИСКА-2024

Наш подписной индекс 68855.
Наши реквизиты:
ИНН – 030002711
Р/с №20202972684401104000
Г. Душанбе, филиал №4 «Амонатбонк» район Сино.
к/с 20402972316264
МФО 350101626

На сайте онлайн

Flag Counter
Яндекс.Метрика