Удивительно то, что те, кто ставит под сомнение свободу религии в нашей стране, не осознают сути религии и ее роли и зачастую не проводят различия между религией и суевериями.
Мнение Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона, высказанное на встрече с активистами, представителями общественности и религиозными лидерами страны, является ответом на «заключение» и «предложение» подобных организаций: «Таджикистан хорошо относится ко всем религиям и верованиям, обеспечив религиозное согласие для их последователей, в частности для развития религии ислам, в которую верят 99% жителей страны, это благое отношение и расположенность Таджикистана не только обеспечили благоприятные условия для верующих, но и отдают дань уважения конструктивным и гуманитарным ценностям этой религии».
Те, кто оценил религиозные свободы в нашей стране как «ограниченные», почему бы им не сказать, почему западное общество триста лет назад подняло вопрос о необходимости создания светского государства и до сих пор непреклонно в этом отношении?
Почему сверхдержавы, которые якобы «отдают дань» религиозным ценностям многих отсталых мусульманонаселенных государств, никоим образом не «дают» им прочно утвердиться внутри государства, по сути, светского?
По какой причине они не принимают во внимание исследование, проведенное британским изданием «The Telegraph» за 3 года, согласно которому уровень религиозности граждан Республики Таджикистан самый высокий среди стран Центральной Азии – 85%?
В связи с этим возникает вопрос, можно ли получить такой показатель в контексте «нарушения религиозной свободы жителей»?
В выступлении Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона на встрече с активистами, представителями общественности и религиозными деятелями страны справедливо было отмечено, что «враги религии ислам пытаются посеять семена раздора и ненависти, создают чувство исламофобии, религиозного разделения среди мусульманского сообщества и сами достигают предвзятых целей, одной из которых является доступ к ресурсам стран, они поддерживают и финансируют религиозный экстремизм любыми способами.
Мировой опыт показывает, что усиление влияния религиозных партий и организаций в любом обществе приводит к государственному перевороту, втягивающему страну в пламя гражданской войны, политических волнений, парализуя основы государства. События современного мира, включающие в себя обострение конфликта интересов, появление экстремистских группировок в новой форме и преступные явления, являются ярким доказательством этих утверждений.
Неоспоримым фактом является то, что национальная культура таджиков формировалась во взаимосвязи с религиозными ценностями на протяжении последних четырнадцати столетий, и руководство государства относится к этому историческому периоду как к неотъемлемой части истории национальной культуры. В то же время наша исламская культура, как часть национальной культуры, имеет множество ценных и жизнетворных аспектов, правильное и рациональное использование которых может послужить построению справедливого общества, защите и укреплению общего мира и безопасности и политической стабильность страны.
Разработчики «предложения» проигнорировали тот факт, что после провозглашения Государственной независимости в Республике Таджикистан создалась благоприятная возможность для возрождения государственности, культуры и национальных ценностей. Хотя первый этап этого процесса был очень трудным, сегодня наша страна признана независимым государством и полноправным участником международных отношений, обрела достойный статус в международном сообществе. Естественно, здесь не исключалось определение статуса религии в обществе.
Не следует игнорировать тот факт, что процесс демократизации общества и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в том числе свободы совести, привели к тому, что граждане могут свободно следовать религиозным учениям и совершать религиозные обряды. Провозглашение свободы совести и религии, строительство мечетей и религиозных учебных заведений и т. д. вызвали рост интереса народа к религии.
«Обратите внимание, в советское время в Таджикистане было всего 34 мечети, в том числе 17 общественных мечетей, 15 церквей и 2 синагоги. Не было ни хаджа, ни хаджи, ни умры, ни исламского института, ни большого количества пятидневных мечетей. Однако, несмотря на столь жесткие на тот момент ограничения, в стране не было ни экстремизма, ни религиозного терроризма, ни участия в религиозных заговорах», - заявил Эмомали Рахмон на встрече с активистами, представителями общественности и религиозными деятелями страны 9 марта этого года.
На самом деле фанатизм, к которому склонны наши «друзья», — явление искусственное, связанное с суевериями, и если оно распространится, то принесет неприятные последствия. Нельзя забывать, что в первые годы независимости в обществе была популярна новая тенденция - повсеместная пропаганда религиозного фундаментализма. Дошло до того, что какой-то необразованный мулла имел больше почестей и уважение, чем известный учёный. Повсеместная продажа известных религиозных наставлений, проведение свадеб и походов в религиозном стиле, показ приоритета получения религиозного образования за рубежом и т. д. подпитывали «мельницу» таких мулл. К сожалению, некоторые люди не хотят понимать, что продолжение этого процесса, состоящего из суеверий, жадности, некомпетентности, ксенофобии и т. д., идет только во вред нашему народу.
На данной встрече Лидер нации Эмомали Рахмон отметил, что в Таджикистане на каждые 2000 граждан приходится одна мечеть, тогда как в государствах-членах Содружества этот показатель составляет 3-3,5 тысячи, в других - 5-5 тысяч, в развитых странах мира 5 тыс. человек. В то же время в стране свободно действуют один исмаилитский общинный дом, два исмаилитских комитета развития общинных домов и 67 неисламских религиозных организаций.
Эти факты также свидетельствуют о том, что за период независимости для граждан страны создано множество возможностей для реализации своих религиозных прав и свобод, а обеспечение свободы совести находится на необходимом уровне.
Учитывая это, вопрос Лидера нации Эмомали Рахмона на встрече с активистами, представителями общественности и религиозными деятелями страны - “Так как же нам не быть благодарными за нашу независимость и суверенитет?” - имеет глубокий смысл, символизм и мудрость.
Эффективное сотрудничество государства и религиозных объединений считается важным элементом обеспечения стабильности и развития гражданского общества. Государство признало, что вклад религиозных объединений в улучшение социального положения населения, созидательное, духовно-нравственное воспитание людей общества значителен. Учитывая это, государство способствует развитию толерантности и уважения между религиозными и нерелигиозными гражданами, между последователями религиозных объединений разных религий и сект, предотвращает распространение фанатизма, суеверий и экстремизма в их деятельности.
В целом этот «вывод» и «предложение» совершенно безосновательны, и авторы тем самым просто отрицают реальность и не признают её. При этом совершенно игнорируется то, что целью государства является создание благоприятных условий для укрепления отношений с религиозными объединениями, реализации конституционных гарантий Республики Таджикистан в области свободы совести, обеспечения равноправия и религиозной толерантности, предотвращения распространения идей и мнений экстремистских движений и течений, создания атмосферы толерантности в обществе.
Далер Абдулло
_________________________________