Народные праздники — национальный бренд Таджикистана
Традиции праздника «Мехргон» и «Искусство создания и игры на рубабе» получили международное признание. Решение об этом было принято на 19-й сессии Межгосударственного комитета по нематериальному культурному наследию ЮНЕСКО, которая прошла в столице Парагвая — городе Асунсьон 4-7 декабря 2024 года.
Об истории праздника Мехргон и его традициях корреспонденту «Народной газеты» рассказала заведующая отделом этнологии и исторической антропологии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана, искусствовед, культуролог, доктор исторических наук Лариса Додхудоева.
Начиная беседу, Лариса Додхудоева отметила, что в декабре 2023 года Таджикистан подал заявку на включение древнего праздника иранских народов Мехргон в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. И спустя год было принято соответствующее решение.
«Главная цель списка Всемирного наследия— сделать известными и защитить объекты духовной культуры, которые являются уникальными в своём роде и отвечают определенным критерием, главным из которых является тот, который определяет объект как шедевр человеческого созидательного гения», — поведала ученый.
По ее словам, три главных народных праздника таджиков Сада, Навруз и Мехргон — сакральные праздники, которые сопровождают историю таджиков от самых ее истоков. Культовый временной отрезок — весеннее и осеннее равноденствие, связанное с празднованием Навруза и Мехргона, а также проведение Сада за сто дней до Навруза отразили сезонно-календарный цикл жизни природы, ежегодно увядающей осенью и расцветающей вновь весной. Их ценности, мощь и красота, философские основы, заложенные в них, обладают статусом вневременного значения.
«Сада, Навруз и Мехргон празднуются таджиками на протяжении длительного времени, при этом в них сохранилась архаичность, семантика, символика оседло-земледельческих культов. В основе трех праздников лежит идея вечной борьбы добра (неки) и зла (бади), света (рушан) и тьмы (торики), а главной их характеристикой является теснейшая связь человека с природой, его зависимость от нее, что привело к ее обожествлению, появлению веры в ее сверхъестественные силы и поклонению им. Многовековой опыт систематизировал коллективную практику людей при учреждении праздников Сада, Навруз и Мехргон и воплотил его в наиболее сжатом, концентрированном виде, прежде всего в символах, которые передавались посредством ритуалов, музыки, картин, праздничных церемоний, этикета»,- говорит специалист.
Культуролог сетует, что процесс смены ценностей, который произошел в ХХ веке, привел к тому, что народные праздники были преданы забвению. И лишь 5 августа 2009 года Правительство Таджикистана утвердило Постановление о возрождении праздника Мехргон, и он законодательно был включен в список официальных праздников республики.
«Праздник сбора урожая Мехргон по древнеиранскому солнечному календарю приходится на седьмой месяц Мехр – Солнце (23 сентября – 22 октября Григорианского календаря). Слово Мехр имеет ряд значений: свет, дружба, любовь, любезность, нежность, ласка и т.п.
Мехргон, второй по значимости праздник иранских народов, совпадает по времени с осенним равноденствием и ассоциируется с днем заточения узурпатора Заххока – Змееносца кузнецом Кавой, героем персо-таджикской мифологии и «Шахнаме» Фирдоуси, поднявшим восстание против тирана. Однако, по мнению Омара Хаяма, Навруз и Мехргон были учреждены не по случаю связанных с ними космических и эпических событий, а в честь справедливых, благородных правителей (ба номи шоҳони одил).
Процесс подготовки к празднику включал уборку дома, подготовку праздничной одежды, пиршественного стола, украшенного всеми плодами осеннего урожая. Жители навещали друзей и знакомых, участвовали в массовых гуляниях, поздравляли друг друга с наступающей жатвой, желали друг другу материального благополучия, доброго здоровья и счастья в личной жизни», — поведала специалист.
Относительно традиций праздничных угощений, собеседница подчеркнула, что трапеза во время народных праздников Сада, Мехргон и Навруз была и остается важным социальным звеном, которое способно сплачивать общество, сохранять преемственность традиций этнокультуры таджиков. Это особый обряд, форма общения, которая в жизни людей имеет особую значимость. Она объединяет представителей родов-авлодов, сограждан, друзей, а количество, качество и эстетическая подача блюд символизируют социальное положение человека или целой группы. В настоящее время фестивали Сада, Навруз и Мехргон – это уникальная возможность для каждого проявить себя и реализовать свои идеи в творчестве.
В заключение культуролог добавила, что праздник Мехргон могли справлять в течение месяца под различными названиями: Иди харбуза (Праздник дыни), Иди асал (Праздник меда) и другие. Эти праздники являются вариантами праздника Мехргон и в настоящее время.
«Сохранение нематериального наследия таджиков является одним из основных направлений государственной культурной политики страны. Рассматривать же народные праздники Сада, Навруз и Мехргон следует как национальные бренды Таджикистана», — резюмируя беседу, отметила Лариса Додхудоева.
Акмал Маннонов