Приоритетные парадигмы развития ШОС

Социальные сети
Pin Share

Сегодня в условиях накладывающихся друг на друга глобальных кризисов и противоречий проводимые Шанхайской Организацией Сотрудничества многосторонние мероприятия, приуроченные к очередному саммиту глав стран под председательством Китая, безусловно призваны открыть окно надежды, указывающее направление формирования общего будущего на евразийском континенте.
Это вытекает во многом из осознания того, что отсутствие пока четко выработанной обнадеживающей направленности современных глобальных процессов поляризует видение странами приоритетов для формирования некоего приемлемого общего будущего. Этими недостатками, в целом, сегодня в большей мере страдает наш распадающийся на альянсы современный мир, в котором глобальное доверие рушится стремительно, и оно редко рассматривается как позитивное и нормативное состояние мира.
Следует признать, что некоторые отрицательные стороны вышеуказанных процессов в определенной степени также затрагивают сегодня отдельные спектры деятельности ШОС и чувствительных отношений между ее членами. Но пока, благодаря предоставляемому ШОС государствам-членам конструктивного поля для достижения консенсуса и содействия солидарности, инклюзивности, удается предотвратить угрозы неуправляемости отдельных кризов. Находятся пути их своевременного политико-дипломатического преодоления. Оценки дальнейшего углубления этой практики весьма конструктивно выявились недавно на полях заседаний советов силовых структур организации, особенно военных ведомств. Но, несмотря на это, отдельные противоречия и дилеммы начинают накапливаться в пространстве ШОС.
Практика реагирования ШОС на эскалации недавних кризисов показывает, что такое взвешенное своевременное позиционирование оказывается более прагматичным в отличие от череды заявлений некоторых альянсов, лишенных четкой, беспристрастной направленности, и, во многом кажущихся растерянными перед растущей геополитической нестабильностью. Ввиду этого многие аналитики теперь в преддверии саммита с интересом и небезразличием следят за поиском ШОС взвешенных ответов на вопросы о том, какие векторы должны приобретать в дальнейшем региональные взаимодействия государств-членов ШОС на фоне переживаемых миром глобальных разломов и неопределенностей. Примечательно, что с опережением навстречу этим ожиданиям предполагается принятие ряда ключевых документов в период китайского председательства, в том числе Стратегии развития ШОС на предстоящие десять лет.
Значимость принятия такой стратегии, по моему мнению, заключается в том, что она в определенной степени призвана укрепить чувства уверенности у всех членов ШОС перед растущей обеспокоенностью по поводу пока что отсутствия общего вектора развития, опоры своей выживаемости, которые сегодня отдельные державы рассматривают как свою привилегию и призвание.
При этом, пока открытым остается вопрос о том, сможет ли сегодня ШОС стать одним из полюсов формирующегося нового многополярного глобального миропорядка? Касаясь вопроса о растущем значении организации в многополярном мире, Премьер-министр Индии в своем послании астанинскому саммиту ШОС в 2024 году отметил: “Ее истинная ценность будет зависеть от того, насколько хорошо все мы сможем сотрудничать между собой”. То есть некоторые неопределенности пока присутствуют в позициях между членами организации по некоторым вопросам, и надеемся, что они будут сняты в будущем.
Ввиду этого, от пошатнувшихся устоев мирового порядка, прежде всего, пострадавшими оказываются развивающиеся и малые страны. Например, уже сегодня становится очевидным отрицательное влияние изменяющейся стратегической карты Ближнего Востока в свете известных событый на реализацию проектов по оптимальным транспортным коридорам Центральной Азии. Данная ситуация актуализирует необходимость паралельного развития транспортных маршрутов через Афганистан, хотя риски безопасности сохраняются. Все это в некоторой степени сужает ранее приобретенное регионом геоэкономическое пространство для маневрирования в сфере развития экономических отношений.
На фоне глобальной фрагментации и новой конфигурации стран и регионов мы видим, что тактика выбора некоторыми альянсами позиции, рассматривающей выживание государственности своих членов, как сугубо их суверенное дело, приводит не к повышению, а, наоборот, к ослаблению авторитета организации. Некоторые признаки такой участи настигают в последние годы отдельные региональные альянсы и на евразийском континенте (СНГ), где предпочтение отдается самоотстраненности от многих текущих процессов не только в глобальном плане, но и в пространстве их собственной ответственности. Для исправления такого положения в разработанной Таджикистаном, как председательствующей в этом году страной в организации СНГ, особое место отводится приданию качественной динамики его внешнеполитическому позиционированию на мировой арене. Таджикистаном инициирована серия совместных мероприятий с другими организациями, например с ООН в сентябре в Нью-Йорке, с ШОС в Минске.
Надо признать, что в свете вышеуказанных условий и ШОС тоже в определенной степени сегодня переживает трудный период испытания на прочность, хотя мы видим, что организация по мере возможностей пытается отвечать на существующие вызовы. Такие этапы исторически переживали многие международные и региональные институты на своем пути развития, в результате чего некоторые трансформировались в нечто другое, а некоторые благодаря активно приложенным усилиям вновь сумели подтвердить свое предназначение.
Один из путей придания качественной динамики внешнеполитическому позиционированию ШОС на мировой и региональной арене многим видится в укреплении координации ее взаимодействия с другими глобальными и региональными институтами в своем пространстве. В этом пространстве, как известно, функционируют такие проявившие себя институты, как Организация исламского сотрудничества (ОИС), Лига арабских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество независимых государств (СНГ) и т.д., каждый из которых имеет накопленный опыт в решении региональных проблем за годы своего существования. Кстати, об этом речь шла и на двадцатом форуме ШОС в Нью Дели.
Следуя этой логике, сегодня многие международные обозреватели и эксперты подчёркивают, что ШОС со своей повесткой и деятельностью улучшила качество и повысила уровень регионального сотрудничества в Центральной Азии, будет способствовать дальнейшему расширению и развитию отношений в этом направлении. Такой уровень внимания глав Центральной Азии к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) исходит из того, что она в рамках своей политики и благодаря своим созидательным начинаниям, особенно в решении вопросов по границам между членами организации, сумела предотвратить нежелательные последствия конфликтных противоречий для региональной безопасности. Надеемся, что со временем такие инициативы изменят не только суть региональной, но и обще-евразийской континентальной политики.
Примером тому является факт подписания между Таджикистаном и Кыргызстаном Договора о границах от 13 марта 2025 года, который, безусловно, стал выдающимся событием не только межгосударственного масштаба, но и регионального и международного значения. Международные обозреватели и эксперты, внимательно следящие за событиями, считают достигнутые в ходе встречи результаты поворотным моментом и краеугольным камнем в перспективах регионального сотрудничества. Такой высокий уровень внимания к этому событию связан с тем, что нерешенный территориальный вопрос по линии границ двух государств с момента образования советского государства постоянно оставался предметом озабоченности не только двух стран, но и региона в целом. Такое положение в определенной степени затрудняло усилия обеих сторон по достижению устойчивого развития и укреплению неразрывных связей как на политическом уровне, так и между народами обеих стран.
Другой важной ценностью, которую ШОС упорно хочет продвигать в качестве региональной влиятельной организации, является парадигма инклюзивности. Уверенные шаги ШОС в этом направлении не только содействуют развитию других стран, но и приводят к сдвигам в смысле и понимании мировых и региональных процессов, где уже практически не действует международное право, а действует только политика с позиции наваждения чувства страха. Это не может служить фактором укрепления основ консолидации.
Наоборот, формирующиеся парадигмы свидетельствуют, что в большинстве случаев консолидирующим фактором прочности взаимодействия многих стран ШОС становится то, что они, благодаря своим достижениям в успешном решении многих локальных и глобальных проблем становятся друг для друга неким идеалом привлекательного общества. В этой связи наблюдения показывают, что особенно Китай и Индия сегодня становятся для многих развивающихся стран идеалом привлекательного общества по ускоренному индустриальному развитию и решению насущных социальных вопросов, одинаково актуальных и для других членов организации. То есть, если раньше в качестве образца успешной модернизации выступал опыт развития западных стран, то сегодня на эту роль полноправно претендуют вышеуказанные страны ШОС. Например, Таджикистан очень внимательно изучает накопленный этими странами опыт на этом пути для того, чтобы эффективно претворять в жизнь намеченные в Национальной стратегии развития задачи, чья основная цель заключается в ускоренной индустриализации и решении социальных вопросов. Поэтому открытие специальных центров по изучению успешного опыта этих двух экономических драйверов в структуре аналитических институтов членов ШОС является целесообразным.
Этот вопрос заложен в содержании Астанинской декларации второго саммита Центральной Азии и Китая, в котором продвижению совместной модернизации за счет высококачественного развития отводится особое место. Благодаря обмену опытом и оказываемой поддержке многие страны в организации стали приближаться по многим показателям к уровню роста среднеразвитых стран. Это хорошо прослеживается и на среднегодовом уровне роста экономики стран Центральной Азии. Например, инвестиции Китая в Таджикистане сосредоточены на инфраструктуре и наращивании потенциала для обеспечения самодостаточности. Таким образом, ШОС стала конструктивной платформой для углубления кооперации между ее членами. Налаживаются кооперационные цепочки в таких отраслях, как легкая промышленность, горнодобывающая отрасль и т.д. Страны ШОС благодаря этому демонстрируют динамичный рост. Сегодня необходимо поощрять инвестиции для участия стран ШОС в создании совместных высокотехнологичных производств.
Примечательно, что эстафета председательства в ШОС переходит к КНР на фоне двух знаменательных событий — 75-й годовщины основания КНР и 25-летия основания ШОС. И, конечно, взоры обращены на то, что мир сегодня переживает один из самых тревожных и противоречивых этапов своего развития. Естественно, в свете таких глубоких глобальных изменений, намеченные мероприятия в рамках председательства КНР в ШОС чётко демонстрируют, что и эта авторитетная организация не может не реагировать на них и ограничиваться прежними подходами.
Поэтому ШОС, благодаря уникальному духу сотрудничества, демонстрирует, как страны с различными социально-политическими системами могут сосуществовать и развиваться, прилагая усилия для демонстрации эффективности собственной модели развития. Благодаря этому, хотя и с трудом, мы постепенно отвыкаем от ценностей, заложенных в парадигмах мировоззрения старого порядка, меньше стремимся соответствовать предлагаемым ими нормам и ценностям. Приходим к осознанию того, что часто ценности, заложенные в данном мировоззрении, служили инструментом усиления нашей зависимости от некой глобальной культуры, рецептов реформирования наших обществ. Теперь постепенно осознаем приоритеты местных культур и традиций, как источника обеспечения успешного развития наших обществ.
В этой связи, следует приветствовать то, что ШОС сегодня проходит путь институциональной зрелости и стремится создать институты, аналогичные глобальным структурам, призванные еще шире открывать окно для развития и конструктивных инициатив в этом направлении. Эти структуры не только укрепляют региональную экономическую интеграцию, но и служат мостом между локальными и глобальными системами взаимодействия. Это свидетельствует также о том, что ШОС не стремится к изоляции, скорее она верит в укрепление синергии между региональным сотрудничеством и глобальным взаимодействием.
В этом русле постоянно совершенствуются и надежные институциональные структуры для решения проблем безопасности. Примечательно, что в утвержденном Плане мероприятий на 2025 год под председательством КНР в проекте повестки дня поставлены вопросы о создании новых структур и укреплении существующих региональных структур организации – формировании на базе Региональной антитеррористической структуры Универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности государствам-членам ШОС, Центра информационной безопасности, антинаркотического центра, центра по противодействию международной организованной преступности и др.
Антинаркотический центр ШОС планируется открыть в Душанбе, что состыкуется с теми задачами, которые решаются в контексте действующего с 2018 года Душанбинского процесса по борьбе с терроризмом и созданию гибких механизмов безопасности границ совместно с Контртеррористическим управлением ООН. В принятых документах данной платформы подчеркивается важная роль многосторонности в укреплении безопасности границ и предотвращении перемещения террористов, наркотических грузов через границы по всему миру. Ввиду этого 4-5 ноября 2024 года в городе Эль-Кувейт прошёл Кувейтский этап Душанбинского процесса.
В рамках этих институтов стратегические обсуждения приоритетов безопасности позволяют выработать совместный подход к пониманию традиционных угроз, а также новых вызовов, таких как киберпреступность и незаконный оборот наркотиков.
Именно благодаря своей стабильности пространство ШОС сохраняет свою привлекательность, как перспективная платформа для инвестиций и перемещения высокотехнологических производств. Республика Таджикистан в этом направлении предпринимает постоянные усилия по реализации пакета мер по экономической стабилизации.
Мы признательны странам Центральной Азии и Китаю за их высокую оценку вклада Республики Таджикистан в поиск решений глобальных проблем путем выдвижения ею значимых климатических инициатив. Одним из таких важных мероприятий, прошедших в конце мая в городе Душанбе, является международная конференция по защите ледников. Также 25 апреля в ходе 81-й сессии Экономической и социальной Комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН) по инициативе Республики Таджикистан единогласно была принята резолюция «Укрепление сотрудничества по водным ресурсам и изменению климата в целях устойчивого развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе». В данной Резолюции стороны приветствовали инициативы Республики Таджикистан по проведению Водной конференции ООН в 2026 году.
Республика Таджикистан взяла на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов к нулю в 2032 году. Это является одной из самых амбициозных целей декарбонизации окружающей среды стран ЦА. К 2037 году Таджикистан обязуется превратиться в «зеленую» страну. Для достижения этой цели приняты меры, в том числе по использованию альтернативных источников энергии.
По мнению специалистов, интенсивность солнечного излучения в нашей стране составляет 1000 вольт на квадратный метр. Этот показатель очень высок по сравнению с некоторыми европейскими странами, которые сейчас активно используют солнечные электростанции. Если в республике будут широко устанавливаться солнечные батареи и водонагреватели в жилых домах, школах, учреждениях здравоохранения, культуры и спорта, то Таджикистан сможет покрыть до 20% своих потребностей в энергии из этих источников.
Страны–члены ШОС посредством взаимовыгодного сотрудничества сумели избежать вовлечения в поле рискованных геополитических конфликтов. На очередном саммите в Астане Глава таджикского государства обратил внимание на региональные проблемы и значимость вклада ШОС в их решение. В связи с этим была подчёркнута необходимость большего активного присутствия ШОС в Центральной Азии, так как пространство ШОС не только определенное географическое понятие, вмещающее в себе расположение государств, их ресурсов, а наоборот, это пространство, которое объединяет народы, тысячелетиями тесно взаимодействующие для творения великих культур и цивилизаций. Благодаря этим преимуществам пространство ШОС отличается от пространств других альянсов.
Поэтому не только в силу континентальной, но и в силу укоренившегося опыта межчеловеческого, культурно-гуманитарного сотрудничества границы государств — членов ШОС предпочитают открытость и гостеприимство.

Хайриддин Усмонзода,
директор Центра стратегических исследований
при Президенте Республики Таджикистан

Социальные сети
Pin Share