Превращение ЦА в ключевой фактор международной системы

В современную эпоху, в ситуации, когда прежняя система международных отношений уже не отвечает сегодняшним реалиям и не функционирует, а, с другой стороны, новая система отношений еще не полностью сформирована, борьба за обретение достойного статуса и отстаивание национальных интересов приобретает особое значение.
Мир становится многополярным, и это требует появления новых центров политической силы, как на региональном, так и на глобальном уровнях. Центральная Азия, включающая в себя пять независимых государств, сегодня достигла достойного международного статуса именно в результате своей интеграционной политики и стратегического видения развития. Сегодня Центральная Азия выступает не только как самостоятельный, но и как один из активных субъектов процесса формирования и развития новой системы международных отношений, а потому обрела новый голос и политический имидж.
В этом контексте историческая Худжандская встреча, состоявшаяся 31 марта текущего года по инициативе Президента Таджикистана, Лидера нации Эмомали Рахмона и при непосредственном участии президентов Кыргызстана и Узбекистана, является наглядным примером и новым словом в современной дипломатии. Данная встреча является не только празднованием международного праздника Навруз, но и новой парадигмой в международных отношениях, которая, основываясь на общих традициях и культуре, направлена на обеспечение глобальной безопасности, политической стабильности и устойчивого развития стран Центральной Азии.
По инициативе Лидера нации историческая общность стран Центрально-Азиатского региона, общая культура и цивилизация, добрые национальные традиции трех дружественных и соседних стран были поставлены в центр интеграционной политики этих стран, и, несмотря на разный уровень развития и благосостояния народов, многообразие приоритетных направлений развития, наличие некоторых идеологических и мировоззренческих разногласий, она в конечном итоге превратилась в дальновидную стратегию и концептуальный подход к обеспечению устойчивого развития и предотвращению нежелательных конфликтов. Худжандский саммит поистине стал историческим событием современности и может быть назван одним из великих достижений политического руководства Таджикистана в русле укрепления политической системы страны, национальной государственности и современной таджикской дипломатии.
Республики Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан смогли создать новую модель отношений благодаря взаимопониманию, толерантности, доброжелательности, добрососедству, братской дружбе народов и мудрой политике своих лидеров. Этот хороший пример мог бы заслужить поддержку со стороны других стран евразийского региона и даже мировой арены. Это явление является логическим продолжением национального мира таджиков, их национального единства и согласия, которые составляют важную и неотъемлемую часть внутренней и внешней политики Республики Таджикистан и являются результатом неустанных стараний и мудрой политики Лидера нации.
Как отмечалось, встреча в Худжанде прошла на фоне празднования Навруза — международного весеннего праздника мира и обновления. Это факт усилит и повысит культурную и гуманитарную значимость встречи, укрепит имидж Центральной Азии как региона общего исторического наследия. Действительно, встреча президентов в древнем Худжанде стала важным шагом на пути объединения Центральной Азии в формате самостоятельного субъекта международной политики, значительно повысив авторитет и престиж не только этих трех стран, но и всего Центрально-Азиатского региона на мировой арене. Разрешение сложных вопросов путем диалога красноречиво свидетельствует о политической и личностной зрелости региональных лидеров и их готовности к стратегическому партнерству ради мира, стабильности и процветания.
Разрешение пограничных вопросов между тремя странами Ферганской долины является результатом многолетнего упорного труда, добротного диалога и сотрудничества, основанного на принципах уважения суверенитета, равноправия и взаимной выгоды. Мирное разрешение этого важного вопроса открыло совершенно новые перспективы и возможности для развития всестороннего сотрудничества, способствовало укреплению доверия и дружбы между народами трех соседних стран, повышению благосостояния их народов. Следует отметить, что в данном случае важную роль сыграл процесс интеграции и объединения всего региона, по сути заложивший прочную основу для решения имеющихся проблемных вопросов только в духе компромисса и взаимного уважения интересов друг друга. Большинство экспертов полагают, что Центральная Азия за сравнительно короткий период времени полностью изменила свой имидж в положительную сторону. Даже в недавнем прошлом отношения между странами не были свободны от нерешенных проблем и конфликтов, будь то по поводу границ или водопользования.
Сегодня благодаря политическому единству лидеров стран в Центрально-Азиатском регионе сложилась атмосфера доверия, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Регион посредством практического сотрудничества и интеграции станет более независимым и устойчивым и сможет коллективно противостоять возникающим вызовам и угрозам, он вступил на путь прогрессивного развития и стал заметным центром экономической и инвестиционной активности. Голос Центральной Азии стал громче и весомее, играя, как ответственный и предсказуемый фактор международных отношений, все более важную и конструктивную роль в формировании глобальной повестки дня.
В заключение, на основе анализа развивающихся процессов интеграции стран региона и их возрастающей субъектности в региональной политической среде, можно сделать вывод, что в контексте последних событий, в частности, встреч на высшем уровне, сотрудничества в сфере энергетики, логистики и безопасности, государства Центральной Азии постепенно переходят из ограниченного и зависимого положения в статус самостоятельных и активных игроков. Все более четко и конкретно проявляются новые интеграционные тенденции, в частности, акцент на трехсторонней дипломатии и развитие концепции «единой Центральной Азии». Современный политический анализ, такой как теория субъективности, подчеркивает необходимость улучшения скоординированной внешней политики и возрождения общих культурных корней, как фактора укрепления политической интеграции. В контексте современных исследований международной политики такой анализ имеет практическое и теоретическое значения: он не только дает основу для адекватного понимания роли региона в оптимизации международных отношений, но и важен для разработки национальных внешнеполитических и региональной стратегий. В целом эта новая политическая инициатива относительно интеграции определяет новые направления международных отношений.
Шамсиддин Каримов,
главный научный сотрудник отдела СНГ
Института изучения стран Азии
и Европы НАНТ, доктор политических наук