«Храм Окса» — одно из крупнейших сооружений древней архитектуры Центральной Азии

Печать

По решению Генеральной конференции ЮНЕСКО 11 ноября 2021 года, 2500-летний юбилей памятника Тахти-Сангин внесен в «Перечень знаменательных и памятных дат ЮНЕСКО в 2022-2023 гг.». В чем уникальность этого памятника?

На этот и другие вопросы в интервью корреспонденту «Народной газеты» ответила доктор исторических наук, научный сотрудник Национального музея древностей Таджикистана Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана Наргис Ходжаева.

– Наргис Джомиевна, когда впервые Тахти–Сангин упоминается в исторических источниках?

- Тахти-Сангин переводится с таджикского как «Каменный трон», это городище расположено на месте слияния Вахша с Пянджем в Кубодиёнском районе Хатлонской области, откуда берет свое начало Амударья. С древнейших времен эта область входила в состав Бактрии – одного из могущественных государств Центральной Азии. Впервые о Бактрии в форме «Бахди» упоминается в древнейших частях «Авесты» — священной книги зороастризма, который исповедовали древние иранские народы. В древнеиндийском источнике X в. до н.э. «Атхарваведа» говорится о народе бахлика, проживающем в одноименной области к северо-западу от Индийского субконтинента. О Бактрии также упоминается в Ахеменидских надписях и в «Истории» Геродота. Говоря о Бактрии, античные авторы отмечали, что «Бактрия – это страна тысячи городов». Скорее всего, одним из таких городов и был Тахти-Сангин. В настоящее время он является одним из самых известных памятников не только Таджикистана, но и Центральной Азии.

Памятник состоит из укрепленной цитадели и жилых районов вокруг нее. Городище функционировало в ахеменидский, эллинистический и кушанский периоды. На территории городища был раскопан Храм Окса, построенный в конце V – начале IV века до н. э., он функционировал, перестраиваясь и ремонтируясь, до III-IV вв. н. э.

Судя по находкам, датирующимся от VI в. до н. э. до III в. н. э., посетители храма жертвовали ему различные предметы и монеты, помещавшиеся в специальные наземные хранилища и ямы — ботросы. Общее число обнаруженных здесь находок превышает 10 тысяч целых и фрагментированных экземпляров, среди них – сотни произведений искусства из золота, серебра, бронзы, железа, слоновой кости, обожженной глины, гипса, камня и стекла. Особенно много предметов вооружения: наконечников стрел, дротиков и копий, мечей, кинжалов, деталей защитных доспехов, в том числе бронзовых шлемов, и т. п. Серебряными и бронзовыми были некоторые украшения, но и фрагменты статуй. Золото использовали для изготовления украшений, венков, нитей и обкладок. Огромен и разнообразен перечень предметов из слоновой кости. Это и различные культовые изделия, и вотивные рукоятки, и ножны кинжалов (мечей), и косметические украшения, и произведения искусства. Изделия из слоновой кости украшались гравированными рисунками, рельефными и горельефными изображениями, а также оформлялись в виде скульптурных изображений.

Храм украшали также статуи на специальных постаментах, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни применялись для изготовления постаментов малых скульптур, произведений искусства.

– Когда начались стационарные археологические исследования этого объекта? Откуда появилось второе название - «Храм Окса»?

- Впервые о городище Тахти-Сангин упомянул русский ученый Н.А. Маев, посетивший правобережье Амударьи в 1879 г. На карту этой местности он нанес два городища – «Утер-кала», что на тюркском означает «Крепость у прохода» и «Тахти Кобад», название которого переводится с таджикского как «Трон Кобада». В отчетах русских ученых Тахти-Сангин еще фигурирует как «Развалины Тешик-Таша» и «Развалины древнего замка Тахти-Куват». В 1909 г. эти памятники описал Д.Н. Логофет. В 1928 г. в районе Тахти-Сангина побывала экспедиция Музея восточных культур (г.Москва) под руководством Б.П. Денике. В начале 50-х гг. прошлого столетия на городище был заложен разведочный раскоп М.М. Дьяконовым, который и назвал городище Тахти-Сангином. В середине 60-х гг. там работал А.М. Мандельштам. Крупномасштабные раскопки на памятнике начались в 1976 г. группой археологов Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша АН ТаджССР и Института востоковедения СССР под руководством известного археолога Б.А. Литвинского. Археологический отряд возглавлял И.Р. Пичикян. Раскопки проходили до 1991 года. С распадом Советского Союза и началом гражданской войны в Таджикистане в 1992-1997 гг. археологические изыскания были приостановлены. В 1998 году они возобновились и проводились археологами Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша и Музеем Михо (Япония). Археологическим отрядом руководила А.П. Дружинина. В последние годы в раскопках принимали участие археологи из Национального научного центра Франции.

Раскопки на западной половине цитадели городища выявили монументальное сооружение – «Храм Окса». Окс – греческая передача термина «Вахш» – древнего названия Амударьи по одному из её истоков. «Храм Окса» является одним из крупнейших сооружений восточной архитектуры и важным памятником истории и культуры Центральной Азии середины I тысячелетия до н. э. – начала I тысячелетия н. э. В храме полностью раскопан квадратный четырехколонный «Белый зал», высота стен которого сохранилась до 5 м.

Что касается названия храма, то в нем были обнаружены три посвятительные надписи. Первая надпись на миниатюрном алтаре со скульптурой, которая изображает играющего на двуструнной флейте Марсия (греческого божества, одна из функций которого – покровительство рекам). На постаменте надпись - «По обету посвятил Атросок Оксу». Речь идет, несомненно, о «Храме Окса» − божестве Амударьи. Атросок – местное бактрийское имя, означающее «горящий священным огнем». Язык надписи – греческий, упомянутый в ней жертвователь – бактриец, дар приносится храму божества главной реки Бактрии, но сама фигурка греческого божества. Вторая надпись на каменном сосуде в виде «Окс-Вахш» и, наконец, третья надпись на венчике литейной формы гласит: «Оксу по божественному указанию посвятил Сиромис...бронзовый сосуд из 7 талантов». Таким образом, эти надписи указывают на то, что жители городища Тахти-Сангин почитали в своем храме культ реки Окса.

– Какие особенности у находок из «Храма Окса»? Были ли обнаружены в них параллели с памятниками других регионов?

- Часть находок из «Храма Окса» датируется ахеменидским временем (VI-IV вв. до н. э.), когда Бактрия была ахеменидской сатрапией, а основным направлением для местного бактрийского искусства было имперское искусство Персеполя и Суз.

Импортные и трофейные произведения греческого искусства, а также вошедшие составным компонентом в имперский стиль эллинского искусства, прямо и опосредованно стали влиять на культуру Бактрии с III в.н.э.

Тахти-Сангин – наглядный пример синтеза двух культур – западной средиземноморской и восточной бактрийской. Отмеченный нами миниатюрный постамент с фигуркой Силена Марсия – наглядный пример синтеза древней греческой мифологии, согласно которой Силена Марсия – это божество всех вод, с бактрийской авестийской ономастикой. Благодаря раскопкам, проведенным на городище, о Бактрии эллинистического времени теперь можно говорить предметно, опираясь на открытые памятники архитектуры, эпиграфики, произведения искусства и материальной культуры, обнаруженные в Тахти-Сангине.

Взаимоотношения Бактрии с греческими средиземноморскими городами в эллинистический период были широкими и регулярными. Посредническая торговля золотом и слоновой костью способствовала расцвету ювелирного и косторезного ремесла на юге современной Центральной Азии. Торговые каналы служили одновременно и путями культурного обмена.

– Очевидно, при раскопках, как это обычно бывает, в большом количестве были найдены артефакты, и самым известным является «Амударьинский клад» или «Сокровища Окса». Что он собой представляет?

- Находки в Тахти-Сангине вписали в историю культуры и искусства не только Таджикистана, но и Центральной Азии новую яркую главу, обогатив наши знания о монументальной архитектуре древней Бактрии, ее материальной культуре, искусстве, религиозных представлениях и т. д.

Несомненно, что в «Храме Окса» находилось намного больше предметов из золота и серебра. Возникает вопрос об их нахождении. Ответ на него может дать Амударьинский клад, обнаруженный в 1877 году в районе городища Тахти-Сангин. На Западе он получил название «Сокровища Окса» по древнегреческому названию реки Амударья. В состав клада входят миниатюрные модели повозок с лошадьми, статуэтки людей и животных, браслеты, кольца, монеты, кувшины, подвески и т. д. Это наиболее известное собрание золотых и серебряных артефактов ахеменидского и греко-бактрийского периодов (VI-III вв. до н. э.). Ученые высказывали мнение о принадлежности «Амударьинского клада» «Храму Окса». Раскопки последних лет в «Храме Окса» доказывают эту точку зрения. Теперь можно с уверенностью сказать, что предметы «Амударьинского клада», как и находки из «Храма Окса», были подношениями богине Ардвисуре Анахите.

Самой известной находкой из «Храма Окса» является золотая пластина с изображением мужчины, ведущего верблюда. Вполне возможно, что это изображение Заратуштры, основателя зороастризма. Кроме этой золотой пластины, большинство находок из «Храма Окса», представленных вотивными предметами и храмовым сокровищем, в основном ахеменидского облика. Среди них разнообразные приношения, миниатюрные алтари, курильницы, глиняные статуи, изделия из слоновой кости, золотые и бронзовые пластины с изображением донаторов и животных (верблюдов и лошадей), миниатюрные копии оружия.

– Чем все-таки было обусловлено возведение храма?

- Слияние Вахша и Пянджа дало начало образованию Амударьи. Земледелие в Центральной Азии орошаемое, поэтому все реки и водоемы возводились нашими предками в ранг священных. Амударью древние иранские народы, к которым относятся и предки таджиков, называли Вахви-Датией. В древней Бактрии сначала эта река, как и другие, ассоциировалась с Ардвисурой Анахитой - богиней воды и плодородия, потом она персонифицировалась в образ божества воды, то есть Вахша-Окса. На всех этапах существования городища Тахти-Сангин его жители приносили подношения в виде даров Амударье с просьбами к Ардвисуре Анахите о хорошем урожае. Об этом свидетельствует «Авеста». Дары эти приносились в храм, который был сооружен в честь реки Амударья и сейчас известен как «Храм Окса».

– В чем заключается функциональность храма?

- Месторасположение памятника выбрано не случайно. До сих пор ученые спорят о функциональном назначении памятника, его религиозной принадлежности, кому он принадлежал (бактрийцам или эллинам), пытаясь найти ответ на вопрос: был ли он зороастрийским или греческим и был ли посвящен реке Окс? Функциональное назначение храма заключалось в том, что в нем совершались религиозные обряды и посвящения, он также являлся местом, куда местные жители приходили молиться и приносили подношения.

- В некоторых источниках указывается различная датировка строительства храма, и по последним данным она была «удревнена». Что вы скажете об этом?

- Датировка большого количества предметов из «Храма Окса», особенно золотой пластины с изображением бактрийца, ведущего верблюда, в качестве подношения храму в пределах VI – середины V вв. до н. э., дала основание советскому археологу, доктору исторических наук, основателю научной школы археологии в Таджикистане Борису Литвинскому предположить, что в городище Тахти-Сангин существовал более древний храм, а когда он пришел в негодность, то был построен «Храм Окса», куда были перенесены сокровища из старого храма. Ученый также полагает, что наличие в «Храме Окса» двух атешгахов – хранилищ огня, ям, заполненных чистейшей золой, колодца, бассейна для воды указывает на то, что здесь функционировал Храм огня. Французский археолог Клод Рапен считает, что структура «Храма Окса», его план и обнаруженные при раскопках остатки комнат для хранения вечного огня (атешгахи) отвечают архитектурной традиции храмов огня иранского мира.

В последние годы в «Храме Окса» обнаружены находки, свидетельствующие о том, что храм начали строить в V в. до н. э. К этим находкам относятся керамика, изделия из золота и серебра, фрагмент кирпича и, наконец, база колонны, характерная иранским храмам V в. до н. э. Таким образом, вотивные предметы, храмовые сокровища, керамика, элементы архитектуры ахеменидского периода из «Храма Окса» дали основание удревнить датировку храма.

– Каковы были дальнейшие пути исследований городища в период независимости Таджикистана на основе ранее полученных данных?

- В годы независимости раскопки в «Храме Окса» и самом городище представили научному миру новый и очень важный материал. Принадлежность Амударьинского клада к «Храму Окса» и новые находки дают основание обосновать предположение Бориса Литвинского, что первоначально этот храм был все-таки зороастрийским.

– Какова будет дальнейшая судьба памятника в плане его сохранения?

- Включение памятника в «Перечень знаменательных и памятных дат ЮНЕСКО в 2022-2023 гг.» обязывает нас провести ряд мероприятий по сохранению памятника. Памятник пострадал от селя, который обрушился на него несколько лет назад. Последствия селя должны быть устранены. Также следует установить буферную зону и оградить городище. Памятник должен охраняться. К его территории необходимо провести дорогу. Если мы сделаем доступную инфраструктуру, например, как в Саразме (Пенджикент), то к Тахти-Сангину потянется поток туристов.

Акмал Маннонов

_________________________________

-------------------------------

o-sovremennom-mire

Социальные сети

КОНКУРС!

Календарь

2024
Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

ПОДПИСКА-2024

Наш подписной индекс 68855.
Наши реквизиты:
ИНН – 030002711
Р/с №20202972684401104000
Г. Душанбе, филиал №4 «Амонатбонк» район Сино.
к/с 20402972316264
МФО 350101626

На сайте онлайн

Flag Counter
Яндекс.Метрика