Почти 4 часа кружил над столицей Таджикистана и её окрестностями авиалайнер Ту-154 с пассажирами, выполнявший рейс из Душанбе в Москву.
Этот уникальный эпизод в истории гражданской авиации республики случился в феврале 1987 года. При наборе высоты воздушным судном с аэродрома, поднявшимся в воздух в обычном ночном полёте, произошла аварийная ситуация: у самолёта неожиданно отказала одна гидросистема, и шасси не убиралось в положенное ему в полёте место.
О произошедшем командиром корабля Владимиром Гиро тут же было доложено в службу воздушного движения столичного аэропорта. Начальником Таджикского управления гражданской авиации Юрием Кореневским к происшествию были подключены наиболее опытные работники транспорта. Руководителю инспекции ТУГА Мирзо Мастангулову было поручено держать постоянную связь с самолётом, координируя все действия его командира и лётного экипажа.
ЧП в небе Таджикистана с авиалайнером, на борту которого находились 167 человек-пассажиров и членов экипажа, оказалось в центре внимания Министра авиации советской страны Александра Волкова. Он довёл до сведения о сложившейся ситуации руководство конструкторского бюро имени Туполева с просьбой взять её на контроль.
Тем временем воздушный лайнер продолжал полёт над озарённым ночными электрическими огнями Душанбе, чтобы выработать всё топливо, которое было на борту, на случай вынужденной посадки в месте вылета.
В самом самолёте, как обычно, бортпроводники Ирина Сыркина, Галина Чернявская, Юрий Кошечкин и Александр Леонгард разносили по салонам минеральную воду, мятные конфеты. Пассажирам был предложен и ужин.
Командир Владимир Гиро, держась спокойно и уверенно, выходил в салон корабля, всем своим видом и словами ободряя пассажиров, что всё завершится благополучно.
Между тем, у авиалайнера отказала и вторая гидросистема. Оставалась одна, последняя. С выходом её из строя самолёту грозили потеря управления и далее самое страшное – воздушная катастрофа.
На взлётно-посадочной полосе аэродрома в Душанбе всё было готово на случай экстренного приземления лайнера. Она была полита специальной жидкостью во избежания пожара на борту самолёта. Тут же дежурили пожарные машины и санитарный автотранспорт.
И вот, наконец, весь запас горючего у воздушного судна подходит к концу.
Владимир Гиро отдаёт команду экипажу на посадку. Сам же за штурвалом многотонного корабля управляет его приземлением. Ему помогает командир – стажёр Азам Рахимов. Могучий тяжеловесный в 90 тонн лайнер опускается на взлётно-посадочную полосу на две действующие стойки шасси – левую и переднюю. А затем катится, словно двухколёсный транспорт, до самого конца полосы четыре с половиной километра, где уже начинался влажный от прошедшего накануне дождя земляной грунт, пробивая в нём две глубокие колеи. Остаётся лишь несколько метров до бетонного забора, ограждающего взлётную полосу, когда самолёт замирает на месте.
Столь мастерскую, безаварийную посадку мог совершить только пилот высшего класса, каким и был Владимир Гиро. Не пострадали и люди на борту воздушного судна, и сам авиалайнер.
Высокую оценку действиям командира корабля и экипажа за время чрезвычайной ситуации дал прибывший спецрейсом в Душанбе выдающийся советский авиаконструктор, академик Академии наук СССР Андрей Туполев. Под его руководством к тому времени было создано более ста типов самолётов разного назначения, в числе которых был и турбореактивный лайнер Ту-154, и на них было установлено 78 мировых рекордов.
Генеральный авиаконструктор Андрей Туполев провёл в столице Таджикистана встречу с активом гражданской авиации республики. Оценивая поведение Владимира Гиро и членов экипажа в экстремальных условиях, назвал таких авиаторов республики «золотым фондом» воздушного транспорта советской страны. Он сказал, в частности, в своём выступлении: «Я был рад познакомиться с экипажем – замечательные люди, эрудированные с широким кругозором. Особое впечатление произвёл Владимир Гиро».
За умелые действия в аварийной ситуации, а также спасение пассажиров и самолёта Владимир Гиро был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Государственные награды получили члены экипажа и бортпроводники.
Но что же случилось тогда на взлёте авиалайнера? Как было установлено специальной комиссией Госнадзора СССР, опасная ситуация произошла из-за разрушения элементов креплений деталей агрегата гидросистемы. Поэтому для неповторения подобного были разработаны практические рекомендации, которые приняты к эксплуатации в гражданской авиации.
К тому времени Владимир Гиро уже был одним из ведущих авиаторов в Таджикистане, имея квалификацию пилота-инструктора. А работать в гражданской авиации республики он начал ещё в 1966 году, когда никому неизвестный выпускник лётного училища в Рязанской области прибыл в Душанбе. Свою учёбу он проходил в небольшом с населением едва более 30 тысяч жителей городе Сасово, что на реке Тна.
Молодого пилота после окончания училища привлекла в Таджикистан экзотика полётов в краю самых высоких гор в советской стране, заодно и желание узнать о том, как живут люди в этих местах, чем они занимаются. Прибыл в Таджикистан по собственному желанию на несколько лет, а остался здесь на многие годы.
В начале Владимир Гиро летал на легкомоторной «Мораве» чехословацкого производства, обслуживая пассажиров на местных авиалиниях. Затем, переквалифицировавшись на Як-40, стал совершать дальние рейсы, в том числе и на Памир. Но позже мечтой пилота стали полёты на Ту-154, который начал поступать в Душанбе в 1978 году. Этот тип воздушного корабля вскоре был успешно освоен в республике.
В тот же период самолёт Ту-154, помимо Душанбе, начал эксплуатироваться и на Ленинабадском авиапредприятии. 30 декабря 1995 года первый рейс самолёта Ту-154 принял аэропорт Куляба.
После того события, произошедшего в небе над Душанбе, один из лучших воздушных асов Таджикистана Владимир Гиро продолжал благотворно трудиться в республике. На его счету были безаварийные рейсы по многим близким и дальним авиамаршрутам. И всегда пассажиры по завершению рейса тепло благодарили опытного пилота за то, что в полёте они ощущали не только заботу о себе, но и чувство уверенности и безопасности в бескрайнем воздушном пространстве.
В 1989 году во время выборов в Верховный Совет СССР Владимиру Гиро было оказано доверие жителями Таджикистана, избравшими его своим представителем в этот высокий орган власти страны. Избирался также и в другие крупные структуры советского государства.
В сложные 90-е годы Владимир Гиро продолжал выполнять ответственные рейсы, в том числе за пределы Таджикистана. В апреле 1992 года ему было доверено осуществить воздушную гуманитарную миссию помощи народу Индии. Им был совершён рейс на Ту-154 из Душанбе в Дели с грузом 14 тонн, в который входили медикаменты, детское питание, оборудование для дошкольных учреждений.
А вскоре, в мае того же года происходит важное историческое событие в гражданской авиации Республики Таджикистан – была образована государственная авиакомпания «Точикистон». В конце того же года, т.е. 30 лет назад, она была принята в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО), объединявшей к тому времени более 170 государств. Новым памятным событием для республики стало открытие в 1994 году в столице Российской Федерации - городе Москва представительства государственной авиакомпании «Точикистон».
В наши дни крылья Таджикистана, управляемые авиаторами новых поколений, продолжают свой повседневный, самоотверженный труд. На необъятных просторах воздушного океана бороздят корабли с эмблемой государственного авиапредприятия «Точикистон» - белым голубем на красно-зелёном фоне.
Владимир Фролов
_________________________________