Когда ищут соринку в глазу другого и не видят бревна в своем

Социальные сети
Pin Share

По сообщениям СМИ, Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF) в своем ежегодном отчете оценила общую ситуацию со свободой вероисповедания в Таджикистане в 2024 году как «крайне плохую». Авторы, чья фантазия, несомненно, невероятно «богата», предполагают, что Правительство Таджикистана в этом году «ввело драконовские законы и ужесточило контроль над всеми группами». Стоит отметить, что подобная «классификация» проводится не впервые, она началась еще в 2016 году.
В то время как число детей, убитых в Газе, достигло 15 000, а еще миллион человек стали бездомными или беженцами, в то время как права миллионов людей, особенно женщин, грубо нарушаются из-за «чрезвычайно хорошей» ситуации с религиозной свободой в соседней стране, такая «оценка» состояния свободы в такой стране, как Таджикистан, является не более чем фарсом.
Я понимаю, что религия и связанные с ней вопросы, учитывая события современного мира, всегда вызывают интерес и регулярно попадают в заголовки СМИ. Хотя некоторые «просоциалистические» организации пытаются искажать реальность о свободе вероисповедания, высокий уровень религиозности жителей нашей страны является неоспоримым тому доказательством. Это не мое личное мнение, а результат исследования британской газеты «The Telegraph», согласно которому уровень религиозности граждан Республики Таджикистан оценен как самый высокий среди стран Центральной Азии — 85%.
В этом направлении реализовано множество инициатив.Свидетельством тому являются инициативы Президента Республики Таджикистан, Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона о праздновании 1310-летия Великого имама Имоми Аъзама Абу ханифы и объявлении 2009 года Годом памяти этого великого деятеля исламского мира, проведении международной конференции «Великий имам и современный мир», праздновании юбилеев и исторических дат мыслителей и выдающихся религиозных и культурных деятелей, среди которых Мир Сайид Али Хамадони, Мавлоно Джалолиддин Балхи и другие. Кроме того, проведение праздников Рамазан и Курбан, избрание Душанбе столицей исламской культуры, создание Центра исламских исследований при Президенте страны, придание государственного статуса Исламскому институту Таджикистана имени Великого имама Абу Ханифы Нумана ибн Сабита и т.д. Создается впечатление, что те, кто подвергает сомнению свободу вероисповедания в нашей стране, не осознают сути религии и ее роли, а в большинстве случаев не различают религию и суеверие. Такое «отрицание» никогда не должно оставаться без ответа.
Позвольте заинтересованным сторонам высказать свое критическое мнение о политике Правительства на основе соблюдения существующих норм, предоставив обоснованные факты и цифры. Это их право, и никто не встанет на пути этих «сострадательных господ». Однако такой подход, направленный на навязывание предвзятых взглядов, неприемлем ни при каких обстоятельствах.
Почему те, кто оценивает религиозные свободы в нашей стране как «ограниченные», не объясняют, почему западное общество 300 лет назад поставило перед собой задачу создания светского государства и продолжает придерживаться этого принципа по сей день?
Почему сверхдержавы, которые, якобы, «уважают» религиозные ценности преимущественно мусульманских стран, никоим образом не «позволяют» им предпринять решительные шаги по построению действительно светского государства?
Мировой опыт показывает, что усиление влияния религиозных партий и организаций в любом обществе приводит к государственным переворотам, втягиванию страны в гражданскую войну, политической нестабильности, параличу устоев государственности.
Последние события в современном мире, в том числе обострение конфликта интересов, появление новых форм экстремистских группировок и нежелательных проявлений их компонентов, являются ярким подтверждением этих утверждений.
Не секрет, что национальная культура таджиков формировалась во взаимосвязи с религиозными ценностями на протяжении последних четырнадцати столетий, и руководство государства также относится к этой исторической эпохе, как к неотъемлемой части истории национальной культуры. Параллельно с этим наша исламская культура, как часть национальной культуры, имеет множество ценных аспектов, правильное и рациональное использование которых может послужить построению справедливого общества, защите и укреплению всеобщего мира, безопасности и политической стабильности страны.
Авторы «оценок» проигнорировали тот факт, что после провозглашения Государственной независимости в Республике Таджикистан возникла благоприятная возможность для возрождения государственности, культуры и национальных ценностей. Хотя начальный этап этого процесса был весьма сложным, сегодня наша страна признана независимым государством и полноправным участником международных отношений, обрела достойное место в мировом сообществе.
Нельзя не отметить, что процесс демократизации общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в том числе свободы совести, привели к тому, что граждане стали свободно обращаться к религии, обрели широкие возможности для практического следования религиозным учениям и совершения религиозных обрядов. Провозглашение свободы совести и вероисповедания, строительство мечетей и религиозных учебных заведений и т. д. привели к росту интереса к религии среди людей.
На самом деле религиозный фанатизм, который склонны пропагандировать наши «друзья», — это искусственное явление, связанное с суевериями, и если оно получит распространение, то будет иметь неприятные последствия. Нельзя забывать, что в первые годы независимости в обществе получила распространение новая тенденция — широкое распространение религиозного фундаментализма. Дошло до того, что известный ученый не имел никакого уважения и статуса в рядах так называемых ученых мулл.
Что касается «озабоченности» по поводу так называемой религиозной одежды, следует отметить, что подавляющее большинство тех, кто предпочитает носить такую одежду, не знают ее истории и сути и настолько одержимы суевериями, что не хотят знать. Лучший ответ на подобный бред дал Президент страны Эмомали Рахмон в своей речи, посвященной Дню Матери. Лидер нации в процессе глубокого и всестороннего анализа рассматриваемого вопроса подчеркнул: “Согласно этнографическим научным источникам, наш народ издревле носил красивую одежду и не черного цвета. Вы прекрасно знаете, что даже траурная одежда нашего народа не черная». Ношение черной одежды также не допускается традиционными обычаями.
По данным уполномоченного органа, мусульмане Таджикистана в основном являются последователями ханафитского мазхаба (течения) суннитов и джамаатов. Лишь 3% являются последователями исмаилитского течения ислама. В стране насчитывается более 4000 центральных мечетей, мечетей и пятикратных молитвенных залов, а также два комитета по развитию шиитских исмаилитских общинных центров, которые действуют как исламские религиозные объединения.
Кроме того, в стране свободно проживают представители десятков различных неисламских религий и сект, официально зарегистрировано 68 таких религиозных организаций.
Логическим продолжением этого процесса можно считать конституционное закрепление религиозных прав и свобод граждан, объявление Года почитания духовного лидера таджикского народа и большинства мусульман мира — Имоми Аъзама, перевод и издание Священного Корана на таджикском языке, создание Исламского института Таджикистана, Государственного учреждения «Центр исламских исследований при Президенте Республики Таджикистан», проведение республиканских конкурсов чтецов Корана, принятие законов Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об упорядочении торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» и «Об ответственности за обучение и воспитание ребёнка», введение предмета «История религии» в общеобразовательных учреждениях и т.д.
Самое главное, что Указом Президента страны уважаемого Эмомали Рахмона принята Концепция государственной политики Республики Таджикистан в сфере религии, которая определяет и регламентирует цели, задачи и приоритетные направления государственной политики Республики Таджикистан в сфере религии с учетом национальных интересов.
Почему, так называемые, «защитники» ислама не упоминают о том, что в последние годы проникновение в религиозное пространство страны идей и убеждений религиозных партий и движений, имеющих политико-пропагандистский характер, привело к развитию в обществе экстремистских и радикальных взглядов?
Само собой разумеется, что расширение деятельности зарубежных движений и течений ставит под вопрос и подвергает опасности религиозные и традиционные ценности народа Таджикистана. Другим аспектом является то, что в последние два десятилетия в религиозном пространстве Таджикистана расширилась пропагандистская (миссионерская) деятельность различных зарубежных неисламских течений, некоторые из которых воспользовались временными социально-экономическими и культурными проблемами народа.
Необходимо помнить, что нормы Конституции Республики Таджикистан являются основной правовой основой всех сфер жизни страны, в том числе и сферы религии. Статьи 1, 5, 8, 10, 14, 17, 26, 30, 100 Конституции Республики Таджикистан непосредственно посвящены формированию государственной политики в области религии. Исходя из этого, нормы Конституции занимают основополагающее положение в регулировании общественных отношений по вопросам прав человека в сферах свободы совести и свободы вероисповедания.
Важно отметить, что согласно требованиям статьи 8 Конституции Республики Таджикистан, религиозные объединения отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела. Конституция Республики Таджикистан запрещает создание партий национального и религиозного характера, что доказано историческим опытом современной таджикской национальной государственности.
Основным правовым актом, непосредственно регулирующим деятельность религиозных объединений в Таджикистане, является Закон Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях». Согласно ему, гарантируется свобода человека и гражданина в выборе религии, а также в совершении религиозных обрядов, а религиозные объединения действуют в установленных рамках, не противоречащих законодательству Республики Таджикистан. Названный закон регулирует общественные отношения по вопросам свободы совести и свободы вероисповедания, отношений государства и религиозных объединений, а также правовое положение религиозных объединений и обеспечивает невмешательство государства в деятельность религиозных объединений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
Также постановления Правительства Республики Таджикистан ««Об утверждении Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», «Об утверждении Порядка получения религиозного образования гражданами Республики Таджикистан за рубежом», «О Порядке поездки граждан для совершения хаджа и умры» и другие нормативные правовые акты Республики Таджикистан также играют важную роль в формировании государственной политики в сфере религии.
Нельзя не отметить, что признанные Республикой Таджикистан международно-правовые акты играют значительную роль в формировании государственной политики в сфере религии, а их реализация осуществляется с соблюдением требований статьи 10 Конституции Республики Таджикистан. К таким документам относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и другие.
В Республике Таджикистан создаются все условия для осуществления религиозными объединениями своей деятельности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, для сотрудничества государства и религиозных объединений в социальной, экономической, культурной и благотворительной сферах, а также в вопросах обеспечения общественной безопасности, охраны и развития национальных ценностей и историко-культурного наследия, укрепления здоровья населения, профилактики экстремизма. Эффективное взаимодействие государства и религиозных объединений является важным элементом обеспечения стабильности и развития гражданского общества, и следует признать, что вклад религиозных объединений в улучшение социального положения населения, творчество и созидание, духовно-нравственное воспитание общества является значительным.
Важно и логично, что государство способствует развитию толерантности и уважения между верующими и неверующими гражданами, между последователями религиозных объединений разных религий и сект, не допускает распространения фанатизма, суеверий и экстремизма в их деятельности. Потому что в нынешних условиях непримиримая борьба с экстремизмом и терроризмом является одним из приоритетов политики любого государства, и второстепенный подход к ней приведет к негативным последствиям.
В целях усиления борьбы с экстремизмом и терроризмом Указом Президента Республики Таджикистан от 1 июня 2021 года года была утверждена «Стратегия противодействия экстремизму и терроризму в Республике Таджикистан на 2021-2025 годы», которая определяла цели, задачи и основные направления государственной политики Республики Таджикистан в сфере противодействия экстремизму и терроризму, в том числе роль религиозных объединений в профилактике религиозного экстремизма и экстремизма.
Не секрет, что религиозная среда, в силу различных факторов и реалий, более уязвима для распространения религиозного экстремизма и терроризма, а основой этого процесса считают теоретическое противостояние внутри религии, ее разделение на полюса из-за внедрения экстремистских идей, недостаточную религиозную грамотность населения.
Учитывая сложившуюся ситуацию, меры по профилактике религиозного экстремизма и экстремистских проявлений состоят из пропагандистской и разъяснительной работы, а также анализа и выявления причин этого процесса, и вклад религиозных объединений в их реализацию является эффективным. Весьма важным и своевременным является государственное регулирование содержания религиозной информации в средствах массовой информации, в целях предотвращения распространения экстремистских идей, религиозной и межконфессиональной розни, угрожающих безопасности государства и народа.
Таким образом, целями государства являются создание благоприятных условий для укрепления отношений с религиозными объединениями, реализация конституционных гарантий в области свободы совести, обеспечение религиозного равноправия и толерантности, предотвращение распространения идей и убеждений экстремистских течений и направлений, создание атмосферы толерантности в обществе.
Из этого следует, что «вывод» USCIRF о том, что ситуация со свободой вероисповедания в нашей стране «крайне плохая», является совершенно необоснованным.

Далер Абдулло,
кандидат политических наук

Социальные сети
Pin Share