Сила единства и хрупкость человеческой жизни

Социальные сети
Pin Share

Ежегодно 13 октября работники АО «Колинхои Кайроккум» проводят памятное мероприятие, посвящённое трагическому событию — землетрясению, произошедшему в 22 часа 03 минуты 13 октября 1985 года. У главного входа предприятия установлен памятник, напоминающий о том трагическом дне. На мемориальной доске высечены имена 29 погибших.
— Это стало для нас традицией, — говорит генеральный директор комбината Абдумуталлоб Абдуллаев. — Коллектив собирается, чтобы вспомнить трагический день, почтить память погибших, вспомнить героические поступки наших рабочих, которые, не щадя жизни, спасали людей из-под завалов. Землетрясение 1985 года навсегда осталось в памяти не только нашего коллектива, но и всех жителей Бободжонгафуровского района.
Помощник мастера смены Акбар Бобоев так вспоминает трагедию:
— После страшного гула мои ноги буквально оторвались от земли, я упал и потерял сознание. Очнувшись, первое, что я увидел, — звёзды на небе. Оказалось, сильный толчок сорвал крышу нашей фабрики. Ноги были тяжёлыми, я не мог их поднять. Через мгновение понял, что на мне лежит бетонная плита. Я чувствовал острую боль в боку, будто меня ударили ножом. Пытался выбраться, но ничего не вышло. Тогда я понял, как дорога жизнь человеку, стал свидетелем борьбы между жизнью и смертью. Слышал крики женщин и мужчин, оставшихся под завалами. От боли снова потерял сознание. Очнулся уже в больнице. Позже друзья рассказали, что с трудом вытащили меня из-под бетона. Врачи сказали, что кусок арматуры прошёл насквозь, повредив почки и позвоночник.
— В те дни я работал начальником цеха вентиляции, — вспоминает 72-летний ветеран труда Абдукахор Хамрабаев. — В ночь трагедии я был дома. Уже к часу ночи прибыл на комбинат и не поверил глазам: от крупного предприятия почти ничего не осталось, всё было разрушено. Руководство уже было на месте. Работу по спасению людей возглавил главный инженер комбината Яхё Нуриддинович Азимов. Решили дождаться рассвета. Утром на место событий прибыл Министр лёгкой промышленности Шарифджон Каландаров. Нам поручили заниматься расчисткой рабочих мест. Цеха были полностью разрушены. Из-под завалов доносились голоса рабочих, просивших о помощи.
— В нашем музее хранятся данные о той трагедии, — продолжает генеральный директор Абдумуталлоб Абдуллаев. — Согласно сохранившимся материалам, центральные, республиканские и местные газеты опубликовали официальное сообщение ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР: «13 октября 1985 года в результате сильного землетрясения в ряде районов Таджикской ССР разрушены жилые дома, производственные здания и инженерные сооружения. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР выражают соболезнования трудящимся, пострадавшим от стихийного бедствия, и глубокие соболезнования родственникам погибших. ЦК КПСС и Правительство СССР, партийные и советские органы республики принимают меры по ликвидации последствий землетрясения и оказанию помощи пострадавшим».
Первый секретарь Ленинабадского обкома партии Рифъат Хаджиев в те дни находился в рабочей командировке в Москве. На следующее утро он вместе со всесоюзной правительственной комиссией во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР В. Щербиной прибыл на место событий.
Комиссия установила, что сильный подземный толчок причинил значительные разрушения. Важнейшие объекты города вышли из строя. Из 15 тысяч жителей Кайракума 8 тысяч остались без крова. 90% жилого фонда стало непригодным для использования. Погибло 40 жителей города, десятки стали инвалидами.
— В восстановительных работах участвовали не только 6 тысяч работников комбината, но и специалисты со всех союзных республик, — рассказывает Абдумуталлоб Абдуллаев. — Крутильную фабрику восстанавливали специалисты из Новосибирска, ткацкую — объединение «Текстильмаш» из Узбекистана. Руководство решило организовать производство на уцелевшем оборудовании, разместив его в складских помещениях комбината. Уже в январе 1986 года первая продукция сошла с конвейера. Вскоре мощность комбината по выпуску 2 млн. м² ковров в год была восстановлена. Особую роль сыграл ветеран отрасли Яхё Нуриддинович Азимов, который позаботился о том, чтобы рабочие не остались без заработка. По его просьбе Ленинабадский шелкокомбинат, швейная и обувная фабрики временно приняли ковровщиков на работу.
Жителям Бободжонгафуровского района также пришлось пережить серьёзные разрушения. Толчок нанёс наибольший ущерб сельским джамоатам Исписар, Катаган, Хистеварз, Ява. Были разрушены административные здания, жилые дома, школы, детские сады, линии водопровода и газоснабжения.
Для восстановления Кайракума и его окрестностей на союзном уровне был создан строительный отряд «Дусти» численностью 300 специалистов. Работы велись высокими темпами. Только в селе Катаган работали 200 строителей из Кировского района Ферганы и других районов области. Позже к ним присоединились строители из Душанбе, Джизакской области и города Карши (Узбекистан). Правительство Казахстана направило специалистов из Джамбулской области. Сегодня построенные ими здания украшают районный центр Бободжонгафуровского района.
Со всех уголков Советского Союза вагонами доставлялись строительные материалы.
— С октября по декабрь 1985 года объёмы поставок были так велики, что не хватало мест для разгрузки, — вспоминает доктор экономических наук Абдуманон Хусейнов, работавший тогда заместителем председателя Правления Ленинабадского облпотребсоюза. — Только круглого леса и досок, годовой фонд которых составлял 8 тыс. м³, было завезено в восемь раз больше. Руководство области сумело превратить восстановительные работы во всенародный хашар.
С той трагической ночи прошло 40 лет. В канун памятной даты администрация комбината посещает рабочих, переживших те события. Сегодня о том дне напоминают памятник и доска с именами 29 погибших — работников комбината. Среди них были люди разных национальностей: таджики, узбеки, русские, татары, чуваши, казахи и корейцы. Ткачихи, крутильщицы, сортировщицы, ученицы — все они трудились дружно. В ночь на 13 октября до конца смены оставалось всего два часа. Но они не знали, что их жизни оборвутся через эти два часа.
Самому старшему из погибших, Обиде Каримовой, было 57 лет. До заслуженной пенсии ей оставался всего год. Самой молодой, 19-летней Инобат Гафаровой, через неделю предстояло сыграть свадьбу. Вере Фёдоровой, Марям Шарифовой, Майсаре Ходжибаевой и Муроджону Мамаджанову было всего по 20 лет. Их родственники ежегодно 13 октября приходят к мемориальной доске, чтобы со слезами на глазах вспомнить погибших.
Землетрясение 13 октября 1985 года показало жителям Согдийской области две важные истины: силу дружбы народов Советского Союза, не оставивших своих соотечественников в беде, и хрупкость человеческой судьбы, от которой никуда не убежишь.

Мирзоаъзам Максудов

Социальные сети
Pin Share