Неповторимому Хошиму Гадо…

За долголетний, безупречный творческий путь, неисчислимый вклад в культуру и искусство таджикского народа он награждён званиями:
Арбоби хунари Точикистон; Заслуженный артист Таджикской ССР; Народный артист Таджикской ССР; Народный артист СССР; Лауреат Государственной премии СССР; Лауреат Государственной премии им. А. Рудаки; Лауреат премии им. Анахита; Доцент, профессор театрального искусства; Отличник Министерства культуры СССР; Отличник Министерства образования Таджикистана; Кавалер ордена «Звезда Президента Таджикистана»; Почётный доктор Российско-Таджикского (Славянского) университета; Почётный доктор Национальной академии наук Таджикистана; Ветеран труда; Дважды победитель социалистического соревнования. Имеет медаль ВДНХ города Москва и более 200 почётных грамот и благодарностей.
УВАЖАЕМЫЙ ХОШИМ ГАДОЕВИЧ,
Я рад нашей новой встрече с Вами. Я не мог пропустить два феноменальных события в Вашей жизни: это выход в свет 1000 тома Вашей книги и очередную замечательную «юбилейную» дату в Вашей жизни – 88-летие. От всего сердца поздравляю Вас.
Годы жизни – это всего лишь даты, цифры. А что это за жизнь была – знаете только лишь Вы. Мы не могли быть рядом с вами в силу своего возраста, места жительства и занятий, мы, к сожалению, были далеки друг от друга. Теперь, вот уже несколько десятков лет я наблюдаю за Вашим творчеством и поражаюсь его глубиной, основательностью, последовательностью, достойной только великому человеку. Ваше творчество в театре и кино уже стало классикой искусства, на которой учится новое поколение актёров и режиссёров, а писательская деятельность в своё время войдёт в классику литературы и станет неоспоримой, и это не только моё мнение.
Когда-то, в далёком 1937 году Всевышний подарил миру маленькое существо, это человечек, который ещё не знает, что в мире вокруг него творится. Он не знает, что когда-то была Октябрьская революция, пришедшая и в Таджикистан. Она принесла с собой наряду со свободой тысячи человеческих смертей. Людей, которых назвали басмачами, расстреливали из пулемёта и бросали в яму, а рядом росло дерево, на которое до сих пор жители Куляба привязывают ленточки. Вы, Хошим Гадоевич, об этом писали в одной из своих книг: «Танхо». Этот человечек ещё не знал, что далеко на Севере в Норильске есть Гулаг, есть тюрьмы, в которых погибают тысячи людей, названных «врагами народа». Справедливо это или не справедливо, мы не знаем. Мы воспринимаем всё это так, как нам преподносят СМИ.
Евгений Мороз
(Продолжение следует)