Таджикские традиции гостеприимства эпохи Авиценны

Абуали ибн Сино (Авиценна) (980— 1037 гг.) — величайший ученый-энциклопедист и гуманист, сгенерировавший научные достижения своей и предшествующей эпох, своего и других народов. Он родился, вырос и возмужал в науке в эпоху расцвета таджикской культуры, науки, экономики, а его родина славилась своим гостеприимством.
О традициях гостеприимства в эпоху Абуали ибн Сино в беседе с корреспондентом «Народной газеты» рассказал доктор исторических наук, академик Национальной академии наук Таджикистана Юсуфшо Якубов.
Начиная беседу, Юсуфшо Якубов отметил, что в эпоху Абуали ибн Сино в основном завершился процесс этногенетического формирования таджикского народа, оформилась его государственность в лице государства Саманидов, усиленно развивалась материальная и духовная культура таджикского народа.
«Это было время расцвета экономики Великого Хорасана, быстрого роста градостроительства и городской жизни, сложения среднеазиатского средневекового города с его довольно сложной социально-экономической и социально-культурной структурой, время особого расцвета и выхода на мировую арену таджикской культуры, литературы и науки.
Гостеприимство является одной из самых хороших черт человечества, в нем заложено сочетание интернационализма и миролюбия. Гостеприимство является неотделимой частью духовного мира народа и включает в себя общественную психологию людей – их нравы, обычаи, традиции и верования», — поведал историк.
Гостеприимство – душа таджикского народа
По словам академика, гостеприимством всегда славились жители Мавераннахра, что видно из сочинений средневековых авторов, подчеркивающих, что высокий уровень гостеприимства в Мавераннахре свидетельствует о его экономическом процветании. Несомненно, на особое развитие гостеприимства в Мавераннахре повлияло и то, что Согд и другие районы издавна находились на главной артерии Великого шелкового пути, и иноземные гости для его жителей были привычным элементом в их жизни.
Продолжая беседу, Юсуфшо Якубов добавил, что о Мавераннахре и его жителях, о родине великого таджикского ученого Абуали ибн Сино – Бухаре в труде Ал-Истахри «Масолик ва Мамолик» приводится: «Мавераннахр – самая богатая страна в мусульманском мире. Здесь в течение года люди собирают несколько урожаев, и в случае засухи у них запасов хватает на один-два года. В Согде, Уструшане, Фергане, Чаче и других областях так много фруктов, что ими кормят скот. Согд – самое приятное и красивейшее из мест и тянется он, не прерываясь, вдоль реки Согд, справа и слева от Бухары до Буттама. Это сплошные поля, сады, рощи, снабженные каналами с постоянным течением, а среди лугов и полей – водоемы. А люди здесь самые добрые, щедрые, просвещенные, миролюбивые и гостеприимные». Так писали о Мавераннахре и его жителях, о родине великого таджикского ученого Абуали ибн Сино – путешественники, которые побывали во многих странах мира.
Археологическое подтверждение
Юсуфшо Якубов, продолжая беседу, поведал, что сообщения средневековых авторов о мехмонсараях жителей Мавераннахра подтверждаются и археологическим материалом. Как известно, археологами в районах Средней Азии на памятниках разных времен раскопаны большие парадные залы. И многие ученые, зная современное гостеприимство народов Средней Азии, справедливо называют их мехмонхона, хотя для подтверждения этой идеи никогда не привлекались письменные источники.
Специалист говорит, что мехмонхона располагалась почти во всех домах древнего Пенджикента. Площади некоторых из них превышают более 100 м2. В некоторых богатых домах древнего Пенджикента имеется по два таких зала. Судя по письменным источникам, приемные залы во дворцах правителей служили не только местом собраний, но в них часто принимали гостей.
«Во дворцах афшинов Уструшаны раскопано несколько залов, в том числе большой тронный зал площадью более 230 м2. Во дворце Деваштича – четыре зала, в том числе тронный зал площадью более 260 м2. Три зала, в том числе большой тронный зал площадью около 200 м2, раскопаны в столице княжества Вахш — городе Халаверд. Залы расположены компактно. Это свидетельствует о том, что часто в них одновременно принимали гостей и устраивали торжества.
Помещения для приема гостей были не только в богатых домах древнего Пенджикента, Самарканда, Бунджаката, Варахши, Кафыркалы, Кафирниганкалы, но и в замках и сельских поселениях этого периода.
Двери, прибитые к стене
Юсуфшо Якубов со ссылкой на средневековых авторов привел пример гостиницы с круглосуточно открытыми дверями: «В Согде был большой дворец – мехмонхона (гостиница). Вход в него днем и ночью был открыт, так как двери были вынуты из дверной коробки и прибиты к стенам дворца. Когда ал-Истахри увидел это, он с удивлением спросил, почему двери прибиты к стенам. Ему ответили, что хозяин гостиницы сделал это специально, так как иногда гости приезжают издалека поздно ночью, и если двери закрыты, то могут не решиться постучать, чтобы не разбудить хозяина. Получится очень нехорошо, если приехавшие издалека гости, голодные и уставшие, будут на улице ждать до утра, когда хозяин выспится, встанет и откроет дверь. Поэтому, когда ворота были открыты, гости не стеснялись и в любое время заходили в гостиницу».
Правила таджикского гостеприимства
Продолжая беседу, Юсуфшо Якубов подчеркнул, что Ал-Истахри и Ибн Хаукаль пишут, что они объездили много стран мира, но нигде не встречали, не видели и даже не слышали такого, чтобы человек бесплатно кормил людей, которых никогда не видел и не знал. Сами жители Мавераннахра ходят в гости друг к другу, как к себе домой. Они производят впечатление одной семьи. Среди таджиков эта традиция сохранилась до сих пор. По таджикскому обычаю гости о своем приходе или приезде не сообщают. Гость может прийти в любое время. Неожиданный приход гостей никогда не удивляет и не смущает хозяина дома. В любое время он радостно встречает их, расстилает дастархан и начинает готовить для них горячую пищу. Если даже в доме есть горячее блюдо, плов или другая еда, приготовленная для семьи, все же для гостей обязательно готовят специально.
«Как сообщает Ибн Хаукаль, если в город или селение приходит гость, каждый из жителей старается пригласить его к себе домой, обижаются друг на друга за то, что гость пошел к другому, а не к нему. Для этого гостя или гостей, знают они их или не знают, устраивают пышный прием. И сейчас, если в таджикское селение приезжают гости в какой-нибудь дом, то сразу туда приходят соседи с дастарханом, с косой джургата, каймака или с блюдом плова и др. Они сидят вместе с гостями, и на следующий день один из них, по договоренности, приглашает их к себе домой. Так, если в селении 30 или 40 семей, каждая из них поочередно приглашает и режет барана, причем старается, чтобы их дастархан (стол) был богаче и лучше, чем у других, т. е. происходит настоящее соревнование за лучший дастархан.
По словам собеседника, в городах в маловодных кварталах на улицах специально для приезжающих стояли кувшины с водой и льдом. Только в Самарканде летом было 2 тыс. сардоба со льдом, которые поили гостей многолюдного города.
Гость – честь для дома!
По словам Юсуфшо Якубова, обычаи гостеприимства эпохи Абуали ибн Сино хорошо сохранились среди таджиков.
«Гость в доме таджика считается самым дорогим, самым почетным, даже будь он врагом, за ним сохраняется право неприкосновенности»,- говорит он.
Собеседник добавил, что по сообщению Табари, в 668 г. правители Мавераннахра собрались в одном из пограничных городов Хорезма, чтобы заключить соглашение о ненападении друг на друга и не помогать арабам в завоевании областей Мавераннахра. Арабам стало известно об этом совещании. Арабский эмир Салм ибн Зия собрал большой отряд, захватил город и окружил здание, где проходило заседание. Правители областей Мавераннахра собрались без своих отрядов, и поэтому им пришлось платить арабам большой выкуп за себя. Спустя некоторое время Салм ибн Зия вместе с женой приехал в Самарканд к ихшиду Согда погостить. О приезде Салма узнали некоторые участники вышеупомянутого совещания и потребовали от ихшида, чтобы он выдал его. Однако они получили отказ. Ихшид сказал, что Салм является его гостем, и обычай гостеприимства не позволяет это сделать, несмотря на то, что он — враг. В сопровождении своего отряда ихшид проводил Салма вместе с женой до Амударьи.
«Таких примеров можно привести много. И сейчас у таджиков гость считается честью для дома (обруи хона).
Завершая, собеседник отметил, что письменные, археологические и этнографические материалы показывают, что гостеприимство таджикского народа имеет богатую и очень древнюю историю.
Акмал Маннонов